slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Моцарт театральной режиссуры

Владимиру Иванову – режиссеру Академического театра им. Вахтангова — 12 ноября исполнилось 70 лет. Редакция газеты «Слово» сердечно поздравляет замечательного театрального мастера с этим юбилеем и предоставляет слово писателю Валерию Иванову-Таганскому.
Когда моему другу и давнему сотоварищу по Щукинскому училищу и театру на Таганке Владимиру Иванову исполнилось 60 лет, редакция газеты «Слово» поздравила его и пожелала на следующее десятилетие побить все рекорды, достичь невозможного, но все-таки, как говорил Конфуций, помнить, что трех вещей нельзя достигнуть даже выдающемуся режиссеру: «человеколюбия без скорби, знания без заблуждения, храбрости без страха». Надо заметить, что режиссер Театра им. Вахтангова, учитель многих поколений студентов Щукинского училища, заслуженный деятель искусства РФ, профессор Владимир Владимирович Иванов со свойственной ему мудростью и художественным даром учел эти пожелания Конфуция и в нелегкой, полной трудностей и соблазнов профессии достиг впечатляющих результатов.
Владимир Владимирович Иванов — выпускник Театрального училища им. Б. Щукина (1970, курс М.Р. Тер-Захаровой) В.В. Иванов с 1972 года работает в Театре имени Вахтангова. Параллельно с работой в театре с 1978 года преподаёт на кафедре мастерства актёра «родного» Щукинского училища, с 1998 года — профессор. Именно в стенах училища началось увлечение Иванова режиссурой, которое первоначально ограничивалось студенческими дипломными спектаклями и ассистированием на постановках Роберта Стуруа и Петра Фоменко, а впоследствии переродилось в одно из основных направлений творческой деятельности. В результате, в 1990-е годы В.В. Иванов завершил актёрскую карьеру, сосредоточившись на режиссуре, педагогике и общественной деятельности.
В настоящее время Иванов — один из ведущих педагогов Театрального института им. Б. Щукина. В качестве художественного руководителя выпустил четыре курса. Среди учеников: Мария Аронова, Анна Дубровская, Нонна Гришаева, Кирилл Пирогов, Владимир Епифанцев, Павел Сафонов, Андрей Барило, Михаил Дорожкин, Александр Олешко, Игнат Акрачков, Константин Соловьёв и др.
Сразу 14 его учеников выпуска 2008 года были приняты в труппу Театра имени Вахтангова, а их дипломный спектакль «Белая акация», поставленный по оперетте И.О. Дунаевского В.В. Ивановым, был включен в репертуар театра. 14 ноября 2011 года на заседании правления ЦДА имени А.А. Яблочкиной был избран его художественным руководителем.
8 марта 2013 года стал лауреатом Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение репертуарному театру», а также лауреат премии Правительства Москвы.
У Владимира Иванова поистине впечатляющий список актерских работ, в том числе в кино, режиссёрских постановок в Вахтанговском театре. И это не считая постановок в других театральных коллективах и на различных театральных площадках Москвы.
Автора этих строк всегда подкупала человеческая природа Володи Иванова. Начиная с Щукинского училища и позже, когда мы были коллегами в Театре на Таганке, В. Иванов отличался какой-то неправдоподобной искренностью и человечностью. Об актерской самовлюбленности и эгоцентричности ходят легенды. Однако ничего подобного никогда не было в характере Владимира Иванова. Возможно, и ушел он в Вахтанговский театр потому, что в молодежном коллективе Таганки, где была нещадная конкуренция и где многие «рвали когти» и как птицы дрались за корм, чтобы добиться успеха, ему — интеллигентному, с молоду не по летам мудрому человеку, эта гонка не пришлась по душе. Владимир Иванов не любит ажиотаж, он всегда меньше всего говорит о себе, больше о тех, с кем общается, работает и дружит. Не из этих ли черт характера позже «прорезался» его восхитительный дар театрального педагога, всегда помнящего о своих воспитанниках и давшего им замечательную стартовую площадку в знаменитой «Щуке».
Душа есть Божие дыхание! Вот это дыхание в высочайшей степени присуще Владимиру Иванову, и этим он кардинально отличается от нас – его окружающих. Эти черты передались ему и в режиссуре. Он часто говорит: «Я режиссер актёрский – и потому, что сам был актёром, и потому, что считаю самым главным достижением, когда артисты хорошо играют! Надо сказать, уважаемый читатель, в этом лапидарном и искреннем ответе весь характер Владимира Иванова. А вот кое-что из рассуждений режиссера-педагога о становлении студента театрального вуза в зрелого актера-мастера: «В том, что у вас есть дарование, вашей заслуги нет, потому что это – дар Божий. В том, что у вас такие замечательные данные, тоже вашей заслуги нет, –
это постарались мама с папой. А вот как вы с этим богатством, которое вам досталось, обойдётесь и как вы его сможете реализовать, –
зависит только от вас!» И часто бывает так, что эта способность к самореализации играет огромную роль, иногда даже и большую, чем то дарование, которое отпущено человеку, и это тоже влияет на то, каким артист будет в конечном итоге, хотя, конечно, когда набирается курс, всё-таки есть отличие между людьми, которые одарены и обладают данными, чтобы заниматься этой профессией, и теми, кто одарены меньше. Как дальше всё будет развиваться – покажет время!
Одну из последних театральных работ Владимира Иванова «Бенефис» (по пьесе Н. Птушкиной) по телевидению смотрела вся страна. В этом спектакле вновь великолепно представлены В. Иванов и В. Этуш — давнишние партнёры. Новая работа продолжает линию выдающегося сотворчества двух мастеров этого театра. И в этот раз талантливый режиссер удивил и своих коллег, и зрителей каким-то моцартовским решением. В этом спектакле актер В. Этуш, находясь в блестящей форме и в зрелом возрасте – актеру за 90 лет, блистательно сыграл главную женскую роль – Софью Ивановну. Приоткроем творческую лабораторию и человеческую доброхотливость режиссера В. Иванова.
— Я понял, что если ставить пьесу Птушкиной так, как она написана, я не смогу объяснить, почему Этуш играет женщину. Поэтому родился такой ход — театр в театре. Могу сказать, что он на сцене абсолютно свободен, ему не надо ничего доказывать. Так как он играет, играть никто не может — это выше профессии. Он живёт по законам жизни, а не по законам театра. Энергия зала его подпитывает, у него после спектакля глаза горят. В его возрасте так не репетируют и не играют! У него же шесть спектаклей в месяц.
В этом великолепном высказывании весь Владимир Владимирович Иванов: опять ничего о себе, опять — то самое Божие дыхание, которое направлено к человеку и для человека.
В этот юбилейный год хочется пожелать моему коллеге и другу Владимиру Владимировичу Иванову здоровья и, конечно, новых творческих достижений. А закончу это обращение важным напоминанием: Володя, помни, совершенных людей нет! За исключением того человека, за которого когда-то вышла замуж твоя жена.
На снимке: режиссёр Владимир Иванов на прогоне спектакля «Люди как люди» в Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: