slovolink@yandex.ru

Модели империи грёз

В 1943 году, когда себя полностью проявили все нечеловеческие стороны войны гитлеровской Германии с Советским Союзом, американцы посвятили нам два голливудских фильма «Песня о России» и «Северная звезда».
Мы, подростки, уже многое повидавшие и не по годам соображающие, хотя и с чувством благодарности за дружественное внимание союзников, не могли удержаться от смеха, глядя на «русскую» сельскую учительницу в фетровой шляпе и модном английском костюме, на её неторопливую прогулку по живописно догорающим руинам под руку со знаменитым американским дирижёром после его гастрольного концерта. Смех вызывало то обстоятельство, что эти двое свободно шляются в ту пору суток, когда действует неумолимый комендантский час. Это – в «Песне о России» с двумя модными заморскими актёрами – Вивьен Ли и Робертом Тейлором, да простят они нас.

Ещё труднее было без юмора пережить усыпанные песочком дорожки и персональные тракторы во дворах советских колхозников. Манеры этих людей, их чистенькие сарафанчики с украинской каймой, их сентиментальное волнение при получении аттестатов зрелости – всё это отдавало наивной фальшью. С интересом, хотя и не без подсказки образованных взрослых, мы обнаружили на экране подлинно русского старичка в воплощении великого актёра Михаила Александровича Чехова. По чистенькому шоссе в окружении аккуратно подстриженных деревьев русский дедушка погонял лошадку с тележкой, в которой сидели и американизированные колхозники. Лошадка с талантом оркестрового ударника отстукивала копытами в такт известной советской песенке:
Всю-то я вселенную проехал –
Нигде я милой не нашёл,
А когда в Россию возвратился,
Сердцу слышится привет…
Ай, люли, люли,
Ай, люли, люли,
Сердцу слышится привет…
Вот эти-то совсем неуместные в такой песне «люли, люли» вызывали наш смех даже в кадрах с великим земляком… Словом, голливудское мировоззрение было, как всегда, превыше всего, хотя воспитанные «фабрикой грёз» американские обыватели, по слухам, воспринимали всё это как правду о нашей войне.
Появление на карте мира Советского Союза навсегда лишило покоя страны капиталистического мира. Какое-то время их правительства остерегались заключать с ним какие бы то ни было соглашения. В 1933 году первым заключил договор о дипломатических отношениях с нашей страной только что избранный президент США Франклин Делано Рузвельт. В отличие от большинства своих последующих коллег по президентскому креслу он обладал даром чёткого анализа и видения перспектив. Одним из его ведущих качеств было решительное отрицание изоляционистской политики. Умом, талантом и культурой ему, недюжинной личности, удалось победить тяжелейшее явление в истории США – Великую депрессию. Благодарные сограждане, похоже, готовы были доверять ему руль правления бесконечно. Во всяком случае, был он главой государства с 1933 до своей кончины в 1945 году.
Однако не следует думать, что в политической элите царило безоблачное согласие с его миропониманием. На второй день после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз сенатор Гарри Трумэн под аплодисменты единомышленников озвучил подловатую доктрину поведения Америки в мировой войне: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше».
Проницательный читатель, наверно, узнал в этих словах внешнеполитический стиль поведения, по крайней мере, двух последних президентов США. Рузвельт на такого рода призывы откликался по-своему: он вошёл в антигитлеровскую коалицию совместно с Великобританией и Советским Союзом. Позицию Трумэна в течение всей войны разделял лидер английских союзников – Уинстон Черчилль.
Вскоре после окончания боевых действий оба эти господина стали авторами политики «холодной войны». А у нас в 1944 году вышел потрясающий фильм «Радуга», глубоко врезавшийся в память людей, испытанных фронтом, блокадой, оккупацией и карательными экспедициями фашистов и полицаев против партизан.
Дух и буква законов совести женщины-партизанки в этом фильме противостоят физическим и психическим пыткам. Реальность происходящего на экране не вызывает сомнения даже у отпетых циников. Картину отправили в Штаты для личного ознакомления президента и его окружения. А он распорядился устроить широкий показ «Радуги» с тем, чтобы ознакомить с фильмом каждого американца, чтобы люди увидели подлинный облик войны, которую почти четыре года тогда уже вёл Советский Союз.
На американском континенте тогда стремительно завоевала признание украинская актриса Наталья Ужвий, а постановщик Марк Донской однажды и навсегда был зачислен в десятку лучших режиссёров мира.
С завидным постоянством президент Рузвельт пропагандировал преданность советских людей Отечеству, их стойкость и героизм, доказательно отмечал возросшее в боевых условиях мастерство наших военачальников и солдат. Он твёрдо подчёркивал ведущую роль советского народа и его армии в великой Победе. Он был озабочен и устройством послевоенного мира…
Великий президент скончался в перерыве работы Потсдамской конференции стран-победителей.
Избранный на его место Гарри Трумэн безжалостно разрушил мечты и планы своего предшественника. Вскоре на японские города Хиросиму и Нагасаки обрушились американские атомные бомбы. В Белый дом пришёл один из тех политиков, каких принято называть «бешеными». Он был уверен, что одним сообщением о варварской акции превратил США в страну-гегемона, способную отныне уже не советоваться, но диктовать.
Его пыл охладил советский лидер И.В. Сталин, сообщив, что в Советском Союзе уже завершается изготовление атомной бомбы и в этом вскоре убедится мир, хотя её не станут испытывать на живых людях. Так родился злобный облик «холодной войны». Под неё подгоняли менталитет так называемого среднего американца. Подгоняли бесцеремонно – методом «охоты на ведьм»: инакомыслящие подвергались судебным преследованиям и социальным гонениям. «Империя грёз» в поте лица работала над изменением облика русского человека: на смену опрятным, умытым, по-детски открытым героям «Северной звезды» пришли туповатые парни с полным набором уголовных манер. Не знавшие разрушений и бед войны на своей территории, рядовые американцы сами стали выглядеть нелучшим образом…
А в моей памяти не меркнет вечер 9 мая 1945 года. Площадь в центре города наполнена ликующей толпой моих земляков. Два «уральца»-грузовика плотно стоят бок о бок с опущенными бортами. Это — одна из фронтовых эстрад. На ней джаз-оркестр. И коронный номер его программы — обаятельный чернокожий в форме офицера американских ВВС с тростью-опорой для раненой ноги. Он поёт, излучая улыбку:
Есть в Москве весёлый лётчик Ваня,
Самолёт его, как мой «дуглас»,
Он позвал меня в соревнование
Бить фашистов прямо между глаз.
А когда закончится сраженье
И вернёмся мы в страну свою,
Джонни скажет девушке «I love you»,
Ваня скажет девушке
(И он с заразительным вкусом и ко всеобщему восторгу произносил: «Как это вы, русские, тоже красиво говорите?»)
«Люблю!»
Его вызывали на «бис», затем многотысячная толпа снова долго аплодировала, уверенная, что на этой планете навсегда закончилась история войн.
На одном из последних теледиспутов украинская представительница по имени Оксана на вопрос, что же всё-таки вызвало массовое кровопролитие в Донбассе, ответила так: «Украина стремится к европейскому образу жизни, а русские презирают нас как людей второго сорта».
За восемьдесят четыре года своей жизни мне не удалось вспомнить ничего похожего. Но начинаешь понимать, каким может вылепить новый облик русского человека послушная фабрика грёз.
 
Александр Кравцов, академик словесности.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: