slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Мёртвая берёзка. К 70-летию «Берёзки» и после странного «мыла»

У песни всё дело в зачине,
Где встали слова на места,
И только по этой причине
Она открывает уста.
Александр Прокофьев.
Начну с частности – с зачина телесериала «Берёзка», с песенной поделки, открывающей каждую серию, с саундтрека, выражаясь не по-русски, тем более что и у авторов фамилии нерусские: музыка – Дмитрий Мосс, стихи – Любовь Лерокс. Вот какой они предлагают рефрен, который сразу оглушает банальностью слов и мелодии:

И без крыльев умеют летать… Далеко. / Распускаются утром цветы, / И спешат исполняться мечты, / И до счастья рукою подать…
Эта красивость предваряет действие фильма о тех, кто жил искромётным фольклором, выразительной народной песней, образным словом. Мой давний друг и соавтор, недавно ушедший выдающийся музыкант Виктор Темнов, композитор, музыкант-виртуоз, народный артист России, работал с 1959 по 1989 год в хореографическом ансамбле «Берёзка», начинал под руководством самой Н.С. Надеждиной. Был баянистом-танцором, хормейстером, дирижером, зав. музыкальной частью ансамбля. Автор знаменитых песен «Московская кадриль», «Кнопочки баяные», «Я деревенская» рассказывал на вечере памяти нашего общего старшего друга – самоцветного Виктора Бокова: «Виктор Фёдорович дружил с Надеждиной, очень много помогал ей во всём, на ходу сочинял для ансамбля. Балетные девчонки из ансамбля «Березка» не только танцевали, а ещё сами же и пели… Сегодня у нас эстрадные певицы уже не поют, просто не умеют петь, а балетные девчонки из ансамбля «Березка» пели так, чтобы их было слышно в микрофоны, которые отстояли от них далеко, когда девочки танцевали:
В серебряном платье / Берёзка стоит…
Виктор Фёдорович писал тексты для них, которые должны были звучать на три голоса, чтобы было многоголосье:
Зимушка холодная, двинскАя, / Падают снежиночки, друг друга подгоняя…
Мой друг Саша Аверкин написал музыку к этому тексту…
Боков, Аверкин, Темнов – хранители русской песни, продолжатели её традиций, авторы полюбившихся народом шедевров! Где же их отзвук в фильме? Почему прямо не брать фрагменты, под которые и танцевала на сценах всего мира прославленная «Берёзка»? Нет, надо многозначительно накручивать в начале и по ходу какую-то смазь:
Собирает любовь волей случая / Половинки в единое целое, / Только пишется жизнь, как получится / Многоточьями черным по белому…
Как получится?! Да прототип главной героини Надеждина — пример устремлённости, творческой воли, строительства собственной судьбы! Настоящая фамилия Надежды, рождённой в Вильно, — Бруштейн. Ее мать была известной писательницей. Когда еще школьницей дочь сказала Александре Яковлевне, что хочет танцевать, та приняла это известие без всякого энтузиазма. Но Надя настояла на своем, потому что с детства особенно удавались ей народные танцы. Ученица знаменитой Агриппины Вагановой, еще не закончив балетную школу в Петрограде, уже получила предложение работать в Большом и в 1925 г. она стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Во время войны работала в составе фронтовых бригад, была балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, руководила балетным отделением московской эстрады. После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Калинин (сегодня Тверь). Именно тогда пришла мысль создать уникальный народный ансамбль. И она не ждала, когда мечта «сама исполнится», а упрямо воплощала её в жизнь. Ход хоровода по солнечному кругу, особый невидимый шаг, драматургия в лирических отношениях – всё это её находки. А что на экране? Нескончаемые склоки, сведения счётов да бытовые любовные метания с изменами и пьянками. Из творческих находок и железных примет – памятная водочная этикетка тех лет…
Народная артистка СССР Надежда Надеждина получила все мыслимые звания, награды и регалии. Но вдруг в появившейся по горячим следам от премьеры «мыла» статейке читаю: «В конце жизни Надеждиной много доставалось за «нерусское происхождение», за еврейские корни. Звучали упрёки, что созданный ею ансамбль, мол, никак нельзя назвать русским – дескать, посмотрите на его основательницу, даже внешность которой далека от славянской». С чего это авторша взяла? Герой Социалистического Труда Надеждина руководила без упрёков и трудностей «Берёзкой» больше тридцати лет, практически до последних дней своей жизни. И фильм не удался, и спекуляции в духе времени – никуда не годятся! Мёртвая, пластмассовая берёзка, а не наша русско-советско-еврейская гордость!

Александр БОБРОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: