slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Метельный напев аллилуи…

Владимир Андреев «Звуки, истерзанные любовью», Избр., из-во МГО МП России, 2014.
Можно думать, те звуки, услышанные поэтом в сем мире, противны ему и передаются в любви. Ведь только любовь — источник гармонии всего сущего — живого в душе, в месеве человечества, да и Бог есть любовь, а не гуманитарная помощь. «Небес сияющая пропасть — очаг его. И кров его!» — говорит В. Андреев о С. Есенине, словно извещая о его «божественных свойствах и истоках его поэзии; М. Лермонтов, наоборот, представляется по земному социальным певцом Москвы, русской цивилизации, вдруг захиревший, затосковавший: «Когда весь шар земной свои считает раны. А наши раны некому считать…».
Автор вообще испытывает каждый раз коллапс чувств. Все любимое иссякает со временем – отсюда нежелание расставаться с ним, любовь поэта преображается в тоскливую, порой сварливую старуху — вестницу не столько об отходящем на тот свет мире или счастье, способном обретать черты своего антипода — несчастья и тьмы светопреставления. Особенность поэтики В. Андреева, однако же, сложнее. Поэт сам высказал свое кредо в стихах о Маяковском, «Который, как цветок, нежен / И, словно глыба, — груб». Не оттого ли его любовь никак не покинет звуки неба и земли и терзает их, терзает? Даже в стихах об отце  матери — укол ироничности: «Отец и мать со всем народом труда справляли торжество». Но все-таки нетерзающая, благостная любовь не утрачивается при этом. «И вспомню я село — деревню, / Отца и мать, зарытых в землю, / Чей дух ушел в небесный свет».

В. Андреев – поэт земли, ни есенинский кров, ни участь простолюдина-выпивохи не вытравливают «непрощающую любовь». «Я по ветру пущу свои надежды, надену грубые сапоги». Огражу сердце от чувств. Ибо они невежды» – пишет он, обуянный земным деланием и земными страстями. Поэт уповает на «дорогу солнца» насквозь во Вселенной, пройдя которую, он «отряхнет прах с сапог». «Когда вечер / Успокоит листопад глухой, / И сестрой милосердия вечность, / Может быть, склонится надо мной…». Что значит попытка подменить «любовь благодатную» «терзающей любовью» с пороком европейского «рацио» и социального действия. Вспомним поговорку «Правда – хорошо, а счастье – лучше». В. Андреев вынужден признать: «От вековечной лжи в веках зевота, / И черная болезнь сжирает дух народа». А еще: «Ничего не понять за морями / И что в имени древнем моем. / Но я сердцем своим, как корнями, / Обнимаю завещанный дом. / Обнимаю тебя, непогода, / И приветствую речку мою». Дух — Есененский с Блоковской реминисценцией, дух — господний, не приемлющий «терзанья любви», хотя понятно, человек — нетерпелив, желает все совершенства тут и сразу. Конечно, позыв мимолетности — искушение, поэт рано или поздно, но покается, поймет, «что в имени древнем моём» – смирение и кротость, что имя Владимир – от «володеть миром», созданным и освещенным Богом-отцом.
«В Москве давно я одичал без снега, / Без снега вольного, надежного, как друг». Вот то-то и оно: снег – знак России, ее условие  выживания и составная доля русской поэзии. В. Андреев вышел к нему, проясняются горизонты и прозрение души: «Виднее Бон, когда снега одни. / Молчанье их и ясная сутулость / От нас незримою чертой отделены. / И все же нечто, близкое, родное / Учует кровь порывисто». А вот и сокровенное о снеге, о себе и о небе:
Я вижу снег так искренне, так слепо,
Что постигаю как бы наобум, –
Сошедший облик узнанного неба,
Безмолвье белых, нерожденных дум.
Охват картин бытия у В. Андреева – неизмерим. Кто он – поэт В. Андреев? По святцам «диктатуры пролетариата», данный поэт – певец деревни, будто «деревенщики» – навсегда. Если так, то Пушкин – тоже деревенщик, и весь XXIвек – пристанище почившей русской деревни. Но В. Андреев, может быть, символист из Серебряного века? Совмещен с Маяковским, недаром, та скорбь — о диктатуре, склоняемой во всех известных на Руси падежах? Кто рассудит? Сам поэт ощущает: «Капитализма тонкая бацилла / Летит как голова без мотоцикла», таково кружение бытийное, такова ближайшая атмосфера. Выходит, фантасмагория и есть пролетающая мимо жизнь. Задача поэта – спастись от нее, помогая спасаться людям. Это уже веха небесам.

Валерий ИСАЕВ, секретарь Союза писателей России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: