slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Место для праведника

В Театре имени Вахтангова к 90-летию Александра Солженицына поставили спектакль «Матренин двор»

К юбилею писателя, который состоится 11 декабря нынешнего года, вахтанговцы, пожалуй, начали готовиться первыми. Впрочем, на то была веская причина. Актер Александр Михайлов вместе с женой Еленой вынашивали идею инсценировки одного из лучших рассказов Солженицына почти 20 лет. С тех самых пор, как услышали «Матренин двор» в исполнении самого писателя на одном из творческих вечеров. Он читал так, как будто бы резал по живому: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр и Елена окончили Высшее театральное училище имени Щукина. Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, свою душу, они получили еще и второе образование. В Православном Свято-Тихоновском богословском институте Александру присвоили степень бакалавра религиоведения, а Елене — бакалавра искусств. Кроме того, в свободное время они частным образом занимались сольфеджио и вокалом. Начали исполнять авторские духовные произведения. Они выступали и выступают в больницах, детских домах, домах престарелых, монастырях и тюрьмах. Часто дают концерты на больших театральных сценах, много гастролируют по России и за рубежом. Выпустили четыре аудиоальбома.

И, наконец, судьба свела актеров с режиссером Театра имени Вахтангова Владимиром Ивановым. Он тоже загорелся идеей показать «Матренин двор» на сцене. Получили согласие Александра Солженицына. Но понадобилось три года репетиций, чтобы режиссер и актеры пришли, наконец, к выводу — можно показывать. На одном из прогонов присутствовала жена писателя — Наталья Солженицына. Сценическая версия ей понравилась: несмотря на сокращения, удалось передать самое главное — дух и содержание произведения. Авторский замысел, по ее мнению, донесен до зрителя верно.

Актеры играют ярко, трепетно, проникновенно. Им хватает минимума декораций и предметов на сцене, чтобы поведать историю простой русской женщины Матрены, скромной, совестливой, с душой огромной и светлой. Часы-ходики, умывальник с домотканым полотенцем, телогрейка, валенки, сундук, фикусы — вот почти весь перечень вещей, каждая из которых в финале спектакля «стреляет» (по Чехову). Матрена не накопила за свою жизнь ни излишнего скарба, ни денег. И, несмотря на отзывчивость и доброту, даже настоящих друзей у нее нет, что еще глубже становится понятно благодаря тому, что в спектакле участвуют только два актера. А в финале блестящая работа всех участников постановки неожиданно дарит зрителям понимание того, чей же образ видели они перед собой во время всего спектакля. И, глядя на солженицынскую Матрену, брошенную всеми да и погибшую-то случайно, по глупости человеческой, в последней сцене внезапно вспоминаются строки филолога-исследователя христианской литературы Сергея Аверинцева о том, «что мы одно оставили лишь место для Праведника — место на Кресте».

Сценическая история спектакля вырисовывается не враз, а постепенно, хотя она недолга. У Матрены муж сгинул где-то на войне. Все шестеро детей умерли во младенчестве. А она живет, всем помогает, никакой работы не боится, а страшится лишь «пожара, молоньи да больше всего — поезда». Он-то и становится роковым для Матрены. Помогая перевозить бревна от горницы для своей приемной дочери, героиня на железнодорожном переезде попадает под колеса...

— История про Матрену — это история России, — говорит Александр Михайлов. — Анна Ахматова когда-то сказала, что это не Матрена, а сама русская деревня попадает под поезд...

Спектакль смотрится на едином дыхании, хотя вроде бы и внешнего действа особого нет. И мизансцены статичны. Но актерский дуэт удивительно слаженный, и каждый из них выделяет для себя что-то самое важное.

— Для меня главное — финал, — говорит Елена Михайлова. — Для чего написан этот притчевый рассказ о том прозрении, которое наступило у Матренина постояльца — учителя Игнатьича? Ведь он только уже после ее ухода сумел понять, что это был за человек, и принять, как эстафету, для себя ее душевные ценности.

В финале спектакля дом Матрены превращается в крест на погосте, как память о том, что вынесла эта женщина. Известно, что первоначально Солженицын назвал свое произведение: «Не стоит село без праведника». И это то — главное, о чем поставлен спектакль, о чем актерам и режиссеру хотелось рассказать по-человечески и честно. Словом, получился величайший рассказ о простом и редком человеке. И не потому только, что актерам удалось передать поражающую по нынешним временам красоту русской души, отзывающуюся на всякое прошение. А потому, что этот маленький рассказ о Матрене напоминает, как надо жить, чтобы остаться человеком. Невозможно прожить без переживаний. Они, сотрясая сердце, понуждают сострадать. А сострадание, по сути, и есть служение ближнему, что является наипервейшей потребностью человека.

Михайловы показали настоящую большую актерскую работу, а Владимир Иванов — прекрасную тонкую режиссуру. А ведь именно об этом говорил в 1972 году в своей нобелевской лекции Александр Солженицын: «Художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него — и остро передать это людям».

   И далее, из той же лекции писателя: «Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам ее сгущенно-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно — и никто никогда, даже через века, не явится их опровергать». Добавить нечего...

Лилия Ковалева.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: