slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Любовь на оголённом нерве

«Отелло уездного города» на сцене МХАТа им. Максима Горького
«…У меня есть пьесы, за которые я получал премии. За драму «Грех да беда на кого не живет» я получил первую премию от Академии наук. Эта пьеса везде имела успех… Она вошла в постоянный репертуар всех русских театров и везде постоянно возобновляется с новым персоналом…»
А.Н. Островский.
…Два довольно крепких дома, что напротив, тоскливо смотрят друг на друга. На одном наспех намалёванная вывеска с названием небогатой торговли. С другой – вполне парадный, я бы сказала, дом, нечто вроде самодеятельной гостиницы, куда непременно встают на постой приезжие. Вот и теперь, в первый момент действия, мы знакомимся и с хозяйкой дома, и с её маститым гостем, приехавшим по своим делам в самый что ни на есть захудалый уездный город и тотчас заскучавшим, узнав о том, что ему придется скучать до отъезда, если он не найдет себе случайно какую-нибудь местную красотку.

Красавец Валентин Павлович Бабаев (Ю. Ракович) сразу приковывает к себе внимание, и зритель с нескрываемым интересом ждет, что же развернётся перед ним. И ожидаемое не заставляет себя ждать, а размеренная скукота провинции не уходит добром от своей сонливости; всё ощущаешь что-то большое и горькое, что непременно «взорвется» во всю мощь, — недаром же автор назвал свою пьесу драмой…
А.Н. Островский написал более 30 пьес. Многие из них украшают столичную сцену. Но драму, которую великий драматург ценил очень высоко, в репертуаре московских театров нынче не сыщешь. И большое спасибо Московскому художественному академическому театру, руководимому Татьяной Васильевной Дорониной, за то, что именно этот коллектив по-особому внимательно относится к редко исполняемым творениям Александра Николаевича Островского. На сцене разгорятся шекспировской силы страсти, и поэтому охотно принимаешь то название спектакля, которое дали во МХАТе, — шекспировское, в сущности, название, хотя поначалу и не думаешь, что об «Отелло» Шекспира вспомнится, и не раз в канун и после трагической развязки. А она придёт, эта развязка, и больше уездному городишке вряд ли предстоит безмятежный сон.
Красавец Валентин встретит свою былую любовь Татьяну Даниловну. Будучи бесприданницей, она от тоски и отчаяния вышла замуж без любви за небогатого и презираемого ею местного торговца, который — обожает её, считает своей собственностью и безумно ревнует, хотя до встречи Тани (Н. Медведева) с Валентином ревновать её было абсолютно не к кому. Но когда появляется муж Валентин Краснов, поначалу пренебрежительно относится к приезжему, здесь-то и таилось преддверие измены и страшного финала.
Это история любви, вернее — страстей. Заезжий красавчик — лишь повод. Главное – муж Татьяны, Лев Родионович Краснов (А. Хатников), которым владеет не только бешеное чувство, но и страсть собственника. Ревнуя до боли, он мечется по сцене, пытается криком заглушить своё отчаяние. Он доверчив, как малое дитя, и охотно поддаётся обману жены. Просто диву даёшься и даже сердишься на его наивность. Но, увы, помочь ничем не можешь. А хотелось бы. Каждая фраза, каждая реплика убедительно решенных персонажей приближает к кошмарной развязке, которая навязана самой окружающей обстановке, где, по сути, человек человеку – волк или товар. Лихая сестрица героини (Лукерья – И. Рудоминская), собственно, и сводит Татьяну с Валентином, подталкивает её на измену мужу только ради того, чтобы хоть как-то «расцветить» унылые провинциальные будни. Лишь мудрый слепой старик Архип (В. Ровинский) тщетно пытается предотвратить трагедию…
Есть в спектакле один изумительный персонаж. Это Афоня (М. Бойцов) — светлый, добрый, но больной и страдающий юноша, брат Лёвы. Рядом с блестящей работой А. Хатникова – это, думается, самая большая актерская удача по-настоящему хорошего, а порой даже рвущего зрительскую душу на части, спектакля. В ней с поразительной точностью передан характер, стиль, интонации, особенное проникновение в суть и действия, и характера.
Режиссер-постановщик Владимир Бейлис с большой точностью драматургии А.Н. Островского поставил спектакль, который забирает зрительское внимание буквально с первой реплики и до самой финальной немой сцены. Причем самым тщательным образом «по Островскому» выверено всё. Здесь и панорама уездного города за большими входными воротами, где вдали светятся церковные головки, и детали убранства скромного дома Краснова, и «полубогатый» гостиничный интерьер с мещанским уклоном. Работа сценографа В. Серебровского с пониманием и эмоциональным чувством «отыграна» жизнью сцены и даёт простор органической естественности поведения героев.
Важную эмоционально-драматургическую роль в спектакле играет музыка (композитор В. Соколов). Но, вероятно, чисто авторской музыки здесь немного. Лично я всё время слышала знакомую музыку Чайковского, возможно, в корректных транскрипциях Соколова. Чайковский, вообще, очень подходит Островскому. Недаром наш великий классик часто сопровождает такие фильмы, как «Гроза» или «Бесприданница». В премьере МХАТа, как мне показалось, Чайковский — это самая что ни на есть отчаянная тема любви.
И здесь, повторюсь, удивительная работа А. Хатникова – его стремительность, экспансивность вместе с романтической нежностью и взрывной жестокостью, бескорыстием и страданием. А еще надо отметить, что часто поведение А. Хатникова на сцене удачно сопровождает яркая фольклорная музыка за сценой, которая вместе с тем возникает и в диалогах, спорах, «вспыхивает» народными пословицами и поговорками, одна из которых и есть в первоначальном названии спектакля.
Итак, МХАТ вновь успешно обратился к драматургии Островского. Посмотрите «Отелло уездного города», не пожалеете! Эта драма, на грани оголенного нерва, по-настоящему взволнует вас.

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: