slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Культура. «Два Ангела сидят у меня на плечах —

Ангел смеха и Ангел слез.

И их вечные пререкания — моя жизнь».

Вас. Розанов.

 

Эпиграф очень даже не случаен, потому что спектакль в «Школе со временной пьесы» скрыто представ ляет собой именно посовременному понятые и пронесённые на сцене «веч ные пререкания» смеха и слёз, прав да, слёз, которые «не видимые миру».

Писательница Людмила Улицкая впервые попробовала свои силы в дра

матургии, и её дебютная пьеса сразуже стала лауреатом конкурса «Дей

ствующие лица», а сейчас вот увидела огни рампы в одном из самых острых

и смелых столичных театров в постановке Иосифа Райхельгауза... Зал пе

реполнен, и зрители часто открыто реагируют на реплики действующих

лиц: оно и понятно — фарс всегда дружен со смехом, а здесь мы имеем

дело именно с фарсом. А действующие лица мгновенно узнаются: это

наши современники, а точнее — поразительный срез с разных поколе

ний сегодняшней интеллигенции, заблудившейся во времени и в самих себе.

Кстати, необходимо отметить, что пьеса Л.Улицкой имеет весьма знамена

тельный подзаголовок: «Afterсhekhov C’est la vie». А поэтому нельзя не ощу

тить во всем происходящем неких иронических параллелей с персонажами

чеховских интеллигентов, отделённых от нас более чем веком.

И сразу ясно, почему в заброшенной, опустелой даче единственное, что

понастоящему живо, — это портрет Чехова на стене около зеркала. Имен

но с ним чопорно здоровается и чокается рюмкой с «горячительным»

главный герой пьесы — математик, ныне пенсионер, владелец этого «при

юта» родственников Андрей Иванович Лепехин (его играет с большим

чувством, самоиронией и изяществом Альберт Филозов). А рядом с ним его

умная и явно талантливая, безалаберная сестра — переводчица с английского и в данном случае — на английский, невостребованная, как и брат,

мать троих дочерей и сына (её играет с мастерским блеском Татьяна Васи

льева).

Отдалённый мотив «Трёх сестёр», из которых одна замужем, а две находят

ся в свободном поиске, сразу возникает вместе с известным маршем из

Мхатовского спектакля — того самого марша, под который полк покидает

город, оставляя героинь «закисать» в провинциальных и скучных буднях.

Но, повторяю, аналогии с Чеховым ненавязчивы. Они вызывают и смех,

и слёзы, потому что невозможно не жалеть очень хороших людей: ведь

ктото из них уже не рассчитывает на какието добрые перемены в жизни.

А молодое поколение, прямо списанное с натуры, вызывает и иронию, и

горечь. Никто из их среды не трудится, разве кроме двух персонажей, на

поминающих Епиходова и Лопахина из «Вишневого сада». Это – Семён

золотые руки (В.Шульга) и сын героини – Ростислав, очень оборотистый

и самоутвердившийся тип, рушащий окружающий дачу сад, потому как у

него есть свои далеко идущие предпринимательские планы. Ростислава

играет М.Евсеев. Жёстко и убедительно, аж сердце щемит за его матушку и

сестер, да ещё и за свояченицу Маняню. А Маняня, пожалуй, единствен

ная, твердо стоящая на ногах правдолюбка (можно поздравить играющую

её Н. Шацкую с настоящим успехом). Собственно, именно она «заварива

ет» осенью на продажу то самое русское из покупных вишен варенье, дав

шее название пьесе. И в её образе скрыт тот самый «здоровый» горький

стержень, который нельзя не заметить, как и тот самый «смех сквозь

слезы».

Все персонажи, проходящие перед зрителем, — это современные интел

лигенты: разные по возрасту, разные по интересам. Они много и бесцельно

говорят о необходимости работать, а от возможности работы отказывают

ся, как средняя замужняя дочь, кра савица Леля (Е. Директоренко). А уж

муж её, с козлиной бородкой аля Гребенщиков — и вовсе бездельник, увле

кающийся вместе с женой исключительно восточными играми и компью

тером (С. Рожнов). А когда появилась работа, Леля от неё оскорблённо от

казывается, 600 долларов её не устраивают. Все маются, о чёмто мечтают

(чаще всего о несбыточном), ничем разумным и материальным не занимаются, хотя много говорят. Достаточно сказать хотя бы о том, как «занимает»

себя Наталья бессмысленным переводом на английский язык шести томов

сочинений невестки, жены Ростислава, крепко стоящего на ногах.

Так, на старой даче, которая после Пасхи ещё и частично сгорела, живут

в запустении люди, собственно, потерявшие самих себя. Причины? Их пой

мёт каждый зритель, потому что и он, зритель, — не просто современник, но

и друг, приятель, родственник или просто сосед героев «Русского варе

нья». А чеховские мотивы вновь возникают в ироническом ключе, чему

способствует и музыкальный фон происходящего: если в самом начале раз

давались звуки I части Шестой симфонии Чайковского, то дальше всёчаще и чаще возникает тот самый бравурный военный марш... Тот самый.

И время сработало так. Андрей Лепехин — эдакий очень

своеобразный «Гаев» пополам с «Войницким» — неожиданно находит себя

благодаря любовницебалерине, увлекающей его жить

за «бугром». Сестры остаются в ожидании лучших времен, в кото

рые не оченьто верят. Наталья Ивановна (Т. Василье

ва) — в полной растерянности, её можно и должно по

нять, А она ещё и смешна, и к ней возникает особое со

чувствие зала.

Играют все в ансамбле, точно и ярко, режиссура чёт

ко слилась с интонацией самой пьесы и каждого из ее

персонажей. В спектакле все отлично «работает», особен

но свет (А. Зуев, А.Смирнов), он играет здесь очень важ

ную эмоциональную и смысловую роль. Умно и лако

нично решены декорации (сценограф Ю.Хариков), а все

происходящее просто немыслимо без непростой и очень выразительной зву

ковой гаммы (В.Афанасенко).... И лично я почемуто вспомнила

ту самую фразу из Василия Розанова, что вынесла эпиграфом к своим за

меткам об этой интереснейшей премьере.

«Два Ангела сидят у меня плечах»... И светлая грусть освещает каждого,

умножившись на смех, в чёмто сливаясь с заблудившимися интеллиген

тами в отголосках метаморфоз чеховских героев. Всё это не случайно.

Очень своевременно. И понастоящему талантливо.

Наталья ЛАГИНА.

Сцена из спектакля «Русское варе

нье».

Фото Василя Ярошевича.

 

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: