slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Мода» на православие

Заметки о христианском воспитании детей

    Сегодня стало модным называть себя православным, рассуждать о введении в школу предмета основы православной культуры. Нужно это или не нужно — воспитывать детей православными по духу, знакомить их с теорией и историей православного вероисповедания в России?

  И что значит вообще православное воспитание детей в современном мире? Можно ли воспитать детей православными, только опираясь на курс основ православной культуры?
  Постараюсь высказать свое мнение православного воцерковленного человека, матери троих несовершеннолетних детей.
  Тем более что тема православного воспитания в современном мире занимает меня с тех пор, как я впервые стала мамой маленькой дочери.

В современном мире право-славным воспитанием детей занимаются прежде всего родители. Ведь это их основная обязанность перед Богом, чтобы в конце жизненного пути, представ пред Иисусом Христом, сказать: «Вот я и чада мои, которых Ты мне дал». То есть, вот как я, человек, любит Тебя, Господи, так и дети мои любят Тебя и веруют.
  Это, так сказать, конечная цель православного, да и христианского воспитания вообще.
  Но только, как этого достичь, не потеряв дружеской связи с взрослеющими детьми, авторитета? Не разочароваться в характере ребенка? Или, наоборот, не раздавить личность сына или дочери своим эго, уничтожив зачатки любого самовыражения?
  Все зависит от того, как мы сами понимаем православную веру. Либо мы понимаем христианскую веру в чисто «механическом» смысле посещения воскресных служб, вычитывания определённого молитвенного правила, соблюдение постов по иерусалимскому уставу, но при этом сердце наше ожесточено, озлоблено осуждением, завистью к другим, неприятием чужого мнения, а порой и ненавистью к инакомыслящим. Если так, то вера наша… мертва. А из наших детей вырастут будущие Чернышевские, Ульяновы, Джугашвили и другие подобные диктаторы и борцы с «религиозным мракобесием». Как писал святой апостол Павел: «Если я раздам всё имение моё и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы».
  Эта внешняя сторона православной веры чаще всего и быстрее всего воспринимается людьми, которые начинают ходить в церковь. И дети – не исключение. Школьное воспитание здесь сказывается. Прочитал молитвы к причастию, постоял в очереди на исповедь – тебе, девочка, Господь «пятёрку» поставит.
  А евангельские слова о том, что в чужом глазу соринку найдёшь, а в своем и бревна не заметишь! Понаблюдайте за детьми, когда их несколько, как подробно опишут они проступки своего младшего брата или сестры, при этом себя не считая виноватым.
  Бог есть Любовь в евангельском понимании, и любовь к Богу и людям – это ключ к пониманию христианской веры и христианства вообще.
  «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла», — пишет апостол Павел во «Втором послании к коринфянам».
  Бог – это Творец, поэтому и жизнь наша в христианской вере должна быть творческой, а не догматичной. Дела любви к ближнему, помощь ближнему, прощение другого человека – выше «всех всесожжений и жертв». А кто наши ближние? Прежде всего наши дети. Поэтому православное воспитание – это воспитание в духе любви к детям и Богу.
  Конечно, как ни старайся, всё равно не всё получается в воспитании детей и у православных родителей, даже если они имеют великие цели и стараются дома сохранить любовь и взаимопонимание. Грехи (а они у всех), предыдущий опыт жизни в неверующих, часто проблемных семьях мешают.
   
  С каждым годом всё стремительнее ритм жизни. Жёстче стали отношения между людьми в период кризиса. Тяжелее становится добывать «хлеб насущный», чтобы хватало даже на необходимое. Работа отнимает всё больше сил, у родителей теперь всё меньше времени на общение с детьми.
  Естественно, всё это отражается на детях. Да и к тому же в школах порой нагрузка бывает выше физических сил ребёнка. Заданий чересчур много, плюс ещё и дополнительные занятия в различных спортивных секциях, языковых курсах или в музыкальной школе (ведь неравнодушные родители, в том числе и православные, хотят воспитать разносторонне развитую личность). Ребёнок не успевает отдыхать, часто не высыпается. Всё это отражается на взаимоотношениях со сверстниками. Они стали тоже более жестокими, агрессивными. К тому же агрессия с телеэкрана, компьютерные игры в большом количестве, пропаганда насилия и ранних половых связей. Здоровье детей страдает, душа разрывается в противоречиях между совестью и развязным поведением, примитивными взглядами сверстников, отсюда — сильные неврозы. В Москве сейчас, как известно, уже нет здоровых детей. У всех – проблемы со здоровьем. С каждым годом растёт число хронических заболеваний.
  И что мы имеем в нашем обществе? Измотанные в поисках пропитания родители, измотанные нагрузками дети. Отсюда понятно частое раздражение родителей на детей и грубость детей родителям. А ведь и тем и другим хочется одного – любви, душевного тепла и понимания.
  Дети более уязвимы и беззащитны перед родителями – ещё не сформировалась психика, ещё не развились физически, поэтому, несмотря на свою, казалось бы, несносную и вопиющую грубость, они больше страдают. Часто у родителей не хватает сил и терпения как-то договориться с детьми, найти причину их проблем, посочувствовать. Легче просто накричать или запугать различными мерами воздействия, тем более что на работе опять проблемы!
  Вот здесь и прибегаешь к молитве, ибо физических и моральных собственных сил уже не хватает. И сразу чувствуешь покой, появляются силы выслушать сына или дочь, не хватаясь за ремень и не высказывая накопившуюся горечь нотациями, попытаться понять: почему же твой взрослеющий ребёнок так поступил (нахамил, обманул, подрался, прогулял и т.д.), поговорить и спокойно объяснить свою точку зрения на этот счёт.
  Порой с детьми, особенно когда их несколько, в буквальном смысле опускаются руки. Одна дочь сидит до часу ночи с уроками, и так каждый день, вторая дочь учит уроки абы как, лишь бы быстрее убежать в музыкальную школу, а сын написал диктант с множеством ошибок и не хочет учить русский язык… Вот такая, например, ситуация у меня. Всем нужно уделить внимание, помочь, и причём почти одновременно. Детей трое, проблем много, а мама одна. Хочется разозлиться и накричать на всех, либо не обращать внимания, чтобы не портить себе нервы, либо возопить к Богу о помощи, потому что человеческих сил не хватает. Предпочитаю, конечно, выбрать последний вариант.
  В последнее время в связи с воспитанием собственных детей часто вспоминаешь слова молитвы «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», т.е. и прости нам грехи наша, как и мы прощаем грехи других людей, в моём случае, детей. Прощаю их за грубое слово, в гневе неосторожно сказанное, и целые фразы. И не раз, и не два, и не три, а порой тридцать три. Ведь если я, мать, не прощу, кто же из людей их простит и пожалеет?
  Мои дети учатся в обычных светских школах. И конечно, у них возникают проблемы с общением со сверстниками в связи с агрессивностью современного общества. Особенно тяжело старшей дочери, любящей классическую музыку, старающейся учиться на совесть, совершенно не требовательной к одежде, воспринимающей мальчишек как друзей и не больше. Сейчас это немодно среди 14-летних девочек-девушек. Увлечённость мужскими футбольными командами и влюблённость в старшеклассников, высокие каблуки, обильный макияж, мини, похудение и так далее, и тому подобное. Либо ты делаешь вид, что ты такая же, либо же стараешься сохранить собственную индивидуальность и быть самой собой. Лучше, на мой взгляд, второе – что и выбрала моя дочь. Думаю, в дальнейшем и девочки поумнеют и уважать за это будут. Хотя и сейчас дочку уважают — ведь она в отличие от других всё учит и знает, у кого ещё можно будет списать!
  Сохранить личность, индивидуальность в современном мире обезличенных офисных работников тоже один из пунктов христианского миропонимания и, значит, христианского воспитания. Богу не нужны зомби. Каждому человеку Господь дарует свободную волю. Как важно для личности это ощущение внутренней свободы, которая возможна только с Богом.
  Таким образом, православное воспитание в современном мире – это воспитание детей любовью, которую родители черпают из Источника жизни – Бога. И когда дети видят искренность религиозных устремлений их пап и мам, чувствуют их любовь и сопереживание, участвуют вместе с родителями в церковных таинствах, то и в дальнейшей жизни христианская вера останется в их сердцах. Что и видишь в некоторых храмах, когда на литургию приходят стареющие родители и их взрослые дети с семьями.
  Иными словами, успешность, если так можно выразиться, православного воспитания зависит от искренности личных религиозных устремлений верующих.
  То же можно сказать и о ведении предмета «Основы православной культуры» в школах. Для детей из православных семей, возможно, эти уроки будут интересны. Но опять же, смотря кто будет вести этот предмет.
  Успешность или неуспешность уроков по основам православной культуры напрямую зависит от личности преподавателя. Будет ли это человек искренне верующий, любящий детей и свой предмет, или же, наоборот, человек равнодушный, случайный?.. Скажем, завуч школы, у которого не хватает часов для ставки.
  Подобная ситуация сложилась в классе у моей старшей дочери. Завуч ведёт у них в 8-м классе предмет МХК (мировая художественная культура). И вот что слышат дети на этих уроках от преподавательницы, зажёвывающей жвачкой запах табака: «Запомните, в храмах Бога нет. Бог есть только в душе!..»
  Не хочется слышать подобные речи, особенно от педагога, ведущего такой интересный предмет. Я думаю, от таких примеров никто не застрахован. Дети сделают свои выводы. Что мы будем в итоге иметь — христианское воспитание или же антихристианское? Как бы талантливо и живо ни написан был учебник по основам православной культуры, если нет примера из реальной жизни, если преподаватель верит в своего бога, эдакого Деда Мороза, исполняющего желания, или своего бога-диктатора, карающего за малейшие проступки, то и ученикам трудно поверить и принять истинного Бога, Бога христианской Любви.

 Наталья ТРУБЕЦКАЯ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: