slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Летописец эпохи. Игорь Павлович Обросов (1930—2010)

23 мая исполнилось бы 85 лет Игорю Павловичу Обросову, народному художнику России, действительному члену Академии художеств, лауреату Государственных премий СССР и России, члену Общественного совета газеты «Слово».
Как взмах ресниц, промелькнули почти пять лет со дня его кончины в дымном, палящем августе 2010-го. До последнего он не поддавался тяжкому недугу, работал, превозмогая себя. Построил школу и храм в деревне, откуда Обросовы родом.  
Обросов — исполинская фигура в русском изобразительном искусстве. Литератор. Общественный деятель. Гражданин.

Его называли «мастером чёрного цвета», ибо для большей части обросовских полотен основой служит драматический чёрный. «Всё моё творчество, — с полным правом говорил художник, – это история моего Отечества». В его работах — темы и образы, ключевые для понимания того, что с нами произошло в ХХ веке, — Великая Отечественная война, трагедия 1937 года, разорённая русская деревня. Полотна Обросова рассказывают, на ком и на чём выстояла Россия в тяжких испытаниях эпохи – на героизме её защитников, славных и безвестных, на беззаветной верности и труде русских женщин, на преданных Отечеству гениях отечественной науки и культуры. И в каждом творении Обросова — высочайшее мастерство, любовь к своим героям, проникновение в суть явлений, событий и характеров, что даётся только великим талантам. Картины Обросова выстраданы сердцем и родовой памятью их создателя, и это неизменно и навсегда безошибочно ощущал зритель, проникавшийся обросовским видением мира.
«Игорь Обросов – это лицо двадцатого века, — говорил о нём старейший художник России Николай Никогосян. — Про него нельзя сказать «мне это нравится, а это – «ничего». Я счастлив, что я жил в его эпоху»…
Его мама, сама мечтавшая о карьере художника, прекрасный акварелист, привившая детям любовь к живописи, стала врачом. Во время войны она спасла сотни раненых, работая главным врачом военного госпиталя. Отец – Павел Николаевич Обросов, крупный учёный-медик с дореволюционным партийным стажем, директор Института им. Склифосовского, был расстрелян в тридцать седьмом. Трагедия ежовских репрессий коснулась и судьбы старшего брата Андрея. Но репрессированный Андрей Обросов в годы войны бежал из лагеря. И как вы думаете, куда? На фронт! Вот такие они были, Обросовы! В Сталинградской битве брат был ранен, снова попал в заключение, проведя в лагерях пятнадцать лет жизни.
Первая персональная выставка Обросова состоялась в далёком 1962 году в редакции журнала «Юность», где главный редактор Валентин Катаев собрал под своим крылом шумливую творческую молодёжь, впоследствии вошедшую в историю под именем «шестидесятников».
Дарование Обросова, как у всякого великого творца, было многогранно: он писал интересную прозу, за что был удостоен звания действительного члена Академии российской словесности. Очень любил поэзию, знал наизусть множество великих стихов – Пушкина, Тютчева, чьи портреты писал, высоко ценил русскую литературу и музыку. Был прекрасным рассказчиком, слушать его увлекательные истории можно было часами. «Вот так и живём: одной рукой бреемся, другой слезу утираем», – с улыбкой заканчивал своей любимой присказкой рассказы о днях сегодняшних и минувших.
Возможно, смысл человеческого существования – не сколько мы живём, не для чего, но как. На него отвечает своим пребыванием на земле каждый живущий. Игорь Павлович жил широко и щедро, по-русски, любил и работал самозабвенно, не щадя себя и других, не зная усталости. Многие годы каждый его день начинался с работы в студии на Поварской улице, потом мастерская дома, встречи, заседания, дела организационные в Академии художеств, в Министерстве культуры, выставки, презентации. Сеансы с героями его портретов, встречи с друзьями. На всё его хватало, всему он был готов отдаться без остатка. Художникам остался в подарок от него огромный дом-кооператив на углу Садового кольца и Малой Дмитровки, который он пробил через все бюрократические препоны и в котором долгие годы был председателем.
Пока позволяли силы, Игорь Павлович принимал живейшее участие в делах газеты «Слово» — активно выступал на наших страницах с острыми материалами, заняв позицию непримиримого критика засилья «швыдковщины» в нашей культуре, помогал газете в пору её экономических неурядиц.  
Он был глыба – своей статью, мужской красотой, силой несгибаемого характера, монументальностью своего таланта. Воистину былинный русский добрый молодец. О таких, как Обросов, говорил в своих стихах Александр Твардовский — «в нас неистовость с отвагой запеклись и слились».

Виктор Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: