slovolink@yandex.ru

Когда сбывается мечта

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялся сбор труппы по случаю 26-го театрального сезона. Вряд ли найдется в России другой оперный театр, вызывающий столько споров и привлекающий к себе столько внимания, как «Геликон-опера». С самого своего основания он стал интересен не только музыкантам и любителям оперной классики, но всем, у кого есть чувство вкуса и страсть к необычному и прекрасному. Именно поэтому возвращение театра в историческое здание на Большой Никитской после почти девятилетнего проживания «на съемной квартире» на Новом Арбате стало ярким культурным событием.

Маэстро Дмитрий Бертман держал в руке колокольчик, как бы возвещая о новой жизни особняка княгини Шаховской, где «Геликон» родился. Это действо происходило в Белоколонном зале, где в разное время бывали Чайковский, Дебюсси, Чехов, Шаляпин… Список великих людей, посещавших это историческое место, можно продолжать долго. Главное надо сказать, как видоизменился интерьер этой московской усадьбы. За годы реставрации (конечно, они оказались уж слишком долгими) театр превратился во дворец по красоте и стал местом внедрения новейших технологий. Было очень заметно, что в душе художественного руководителя театра «Геликон-опера» серебряные колокольчики тоже исполняли какую-то прекрасную мелодию, потому что он выглядел счастливым: сбылась его мечта. А ведь еще два года назад руководитель театра, народный артист, стоял в строительном котловане среди бетона и арматуры и закладывал в фундамент здания капсулу, где отразилась вся история театра «Геликон».
Когда началась реконструкция, Бертман не захотел размениваться по мелочам. Но чего это ему стоило, знает один он. Самоотдача была безграничной. Он участвовал практически во всех работах, связанных со стройкой. Только теперь это можно увидеть воочию.
Главной же гордостью театра стал зал «Стравинский» на 500 посадочных мест. Он расположен на месте внутреннего двора особняка и сохранил элементы аутентичной архитектуры, среди которой крыльцо в стиле русского модерна, башенка, окна и даже кирпичная кладка. Этот зал с огромной сценой-трансформером оставляет неизгладимое фантастическое впечатление. Бертман считает, что необычная сверхчувствительная акустика получается благодаря оснащению. Ведь здесь всё сделано из природных материалов: дуб, сосна, натуральный камень… А на потолке светильники из хрусталя Сваровски выложены в виде созвездия, которое было над Москвой в день, когда отмечалось 25-летие театра.
Именно в зале «Стравинский» во время сбора труппы произошло важное событие — торжественное освящение шестиколокольной звонницы как прекрасного музыкального инструмента. Провёл эту церемонию игумен Петр Еремеев — наместник Высоко-Петровского монастыря. Затем хор театра проникновенно исполнил духовные песнопения и, конечно же, «Многая лета» композитора Дмитрия Бортнянского.
Художественный руководитель театра рассказал о творческих планах на нынешний сезон. 2 ноября 2015 года состоится торжественная церемония открытия исторической сцены театра «Геликон-опера». В этот день в праздничном гала-концерте примут участие все солисты, артисты хора и симфонический оркестр «Геликона». А также друзья театра — звезды мировой оперы Александр Антоненко, Ольга Бородина и Инва Мула, известная не только своими блистательными работами в лучших оперных театрах мира, но и в кино — она исполнила партию Дивы Плавалагуны в фильме Люка Бессонна «Пятый элемент». 14 ноября в том же зале «Стравинский» состоится премьера оперы «Садко» Римского-Корсакова. Режиссёр-постановщик — Дмитрий Бертман. Дирижёр-постановщик — народный артист России Владимир Понькин. Сценография и костюмы — заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Хореограф-постановщик — Эдвальд Смирнов. 16 и 17 апреля 2016 года в Белоколонном зале княгини Шаховской покажут мировую премьеру оперы «Доктор Гааз» молодого композитора Алексея Сергунина на либретто Людмилы Улицкой. Режиссёр-постановщик — Денис Азаров. А в июле театр отправится на гастроли в Бразилию. Словом, планов громадьё и множество интересных, как всегда, неординарных задумок. А зная, что Бертман как оперный режиссер, мягко сказать, незауряден, можно ожидать гениальные спектакли. Ведь недаром театр «Геликон» многие считают знаком нового времени. Он первым отошёл от привычных оперных канонов, не утратив и не исказив классическое понятие оперы.
Находясь практически в дворцовых залах нынешнего театра, трудно представить, что 22-летний выпускник ГИТИСа Дмитрий Бертман поставил свой первый спектакль «Мавра» Стравинского, имея труппу из 4 солистов и 5 оркестрантов. Это было в апреле 1990 года. Именно тогда этот удивительный режиссёр и начал свое восхождение на солнечную гору Геликон.
Нынче в театре служит 600 человек, 120 оркестрантов, 60 артистов хора. Сегодня у Бертмана театральных наград не счесть. В том числе престижная «Золотая маска». Он профессор ГИТИСа. Иногда говорит своим ученикам: «Будете плохо учиться, станете режиссёром». И действительно, работа эта непростая: и актёр, и музыкант, и строитель, и дипломат… Словом, без преувеличения — талант универсальный, как и его театр.

Лилия Ковалева.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: