slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

КНИЖНЫЕ НОВИНКИ

ГИРШМАН М.М. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. – 2-е изд., доп. – М.: Языки славянских культур, 2007. 560 с. (Коммуникативные стратегии культуры)

Перед нами – свод теоретико-литературных работ известного украинского ученого. Издание, приуроченное к 70-летию М.М. Гиршмана, посвящено исследованию природы и значения произведения, возможных методов его научного понимания и интерпретации.

Диалог науки и литературного творчества, встреча теории художественного произведения с философией и философией диалога – основной предмет авторских размышлений в трех разделах монографии: «Произведение как художественная целостность», «Художественная целостность – стиль – ритм», «Диалог и художественная целостность».   Литературное произведение рассматривается ученым как личный, духовный поступок, суть которого составляет поиск Другого как высшего, судьбоносного смысла.  

Всё – в динамике, в активной поисковой деятельности: такова позиция этого теоретика литературы. И потому само по себе  произведение для него – не готовый продукт для потребления, но воплощенный творческий процесс; не раз и навсегда данный ответ, но само по себе вопрос, заданный нам и при нашем соучастии, а потому открывающий пути для новых самостоятельных решений. И прочтений. В ходе творческого диалога автора и читателя – всякий раз нового, ведущего к очередному переоткрытию заложенных в произведении смыслов.

Нужна ли тогда вообще наука о литературе? Ученый категорически отвергает возникающее было сомнение, формулируя кредо мудрости, познания и истины: «И чтобы приобщение к «высшему знанию», которое дает искусство, состоялось, чтобы мы действительно нашли Пушкина в нас самих (а не самонадеянно превратили себя в Пушкиных), необходимы учителя литературы, необходимы те, для кого научное изучение литературы является органической частью их жизни, их творческой деятельности».

ОТКРОВЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА: СБОРНИК

СТАТЕЙ. Шумен (Болгария): Аксиос, 2007. 102 с.

Составитель этого сборника, болгарский ученый и издатель Ивайло Петров, давно известен как подвижник русской литературы и науки. Названная им словами Бердяева книга представляет новые работы известных литературоведов и писателей из России, Болгарии, США, Франции и Польши. В поле их внимания – реалии и перспективы диалога литературы и власти в современной России (Алла Большакова); модификации концептов античной философии в период тоталитаризма и теперь (Юрий Дружников); проблемы возвращения и прочтения  литературного наследия русской эмиграции (Рэне Гера); жанрово-стилевые особенности современного процесса: в его кризисных и поисковых тенденциях (Борис Евсеев); размышления о новых романах русских прозаиков (Лев Аннинский, Александр Вавжинчак); «человек читающий» и «искусство любви» в  литературе (Дейчка Чавдарова); метафизическое измерение авангарда (Пламен Панайотов). Вступительное слово издателя и составителя посвящено деятельности  наших соотечественников (Лолы Звонаревой, Александра Ананичева и др.) по укреплению российско-болгарского сотрудничества.

 

СКВОЗНИКОВ  В. П.   ПРОТИВ ДЕКАДЕНТСТВА: СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ. Науч. ред. Е.Г. Местергази. — М.: Совпадение, 2007. 471 с.

Автор сборника, известный теоретик литературы В.Д. Сквозников включил в него свои статьи разных лет о русских классиках – Тургеневе, Гончарове, Ап. Григорьеве, Гаршине, Блоке, Маяковском и др. Разные, на первый взгляд, работы объединены вокруг ведущей темы творчества ученого – феномена Пушкина и пушкинской традиции как высокого национального стиля: в сопротивлении различного рода кризисности,  декадентским тенденциям в литературе.

Выстраивая линии преемственности в русской культуре, автор монографии остается верным принципам историзма, неизменно помещая отдельное литературное явление в широкий контекст общенационального самосознания. В центре внимания ученого – соотношение литературы и общественной идеологии, космоса и хаоса, свободы и гражданского долга; а также такие до сих пор дискуссионные категории, как «метод», «стиль», «традиция» и «новаторство», «реализм» и «романтика», «художественная ценность», «народность».

Давая самооценку своей деятельности в последней главе книги, В.Д. Сквозников отмечает, что такого рода работа «может претендовать на роль лишь одного из подступов к составлению желательной «философии» истории русской литературы. Как ни меняются методологические веяния, литература — всегда дело общественное прежде всего, даже в самых интимных своих осуществлениях,  и как таковое предстает отражением духовного состояния общества. В этом состоянии всегдашняя борьба созидательных и разрушительных сил предстает также и в виде конфликта между напором нетерпеливой новизны и сопротивляющейся традиции устойчивости…» Думается, эти слова можно рассматривать как некое резюме ко всей монографии ученого.

Алла Большакова.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: