slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Карибский кризис

События в сентябрьско-октябрьские дни 1962 года вошли в историю под названием Карибский кризис. В этом году — 55-летие этого события, когда угроза третьей атомной мировой войны была, к счастью, устранена мирным путём. Об этом — операции «Анадырь» со стороны СССР и «Мангуста» со стороны США — написано достаточно. А вот о морской составляющей операции «Анадырь» под грифом «Кама», которая фактически и явилась ядром всего события, известно немногим.
Всередине октября 1962 г. вдоль Багамских островов в соответствии с операцией «Кама» была развёрнута бригада дизельных торпедных лодок (ПЛ) проекта 641 Северного флота. Каждая из ПЛ имела полный запас торпед, из которых одна была ядерной. Лодкам была объявлена 4-часовая готовность к применению оружия. Ядерное безумие могло разразиться в любую минуту. Об этом вспоминает один из командиров ПЛ («Б-36») капитан 1 ранга ДУБИВКО Алексей Федосеевич, с которым мне повезло служить в одной части.
Не наказали — значит наградили!

Все воспоминания Алексея Федосеевича не вместить в короткий материал. Об этом событии он рассказал по прошествии многих лет. А тогда, в 70—80-е годы прошлого столетия, мало кто об этом говорил, действовало негласное табу. Собственно, вот его рассказ:
— Сразу после возвращения начала работать комиссия. Довольно пристрастно. Выводы комиссии легли в основу директивы Главного штаба ВМФ, с которой чиновники из штабов в своих докладах повторяли небылицы о якобы нарушениях командирами лодок руководящих докуметов. Накопленный же опыт по борьбе с противолодочными силами вероятного противника оставался втуне.
И в то же время сам министр обороны маршал А.А. Гречко упрекал нас в безынициативности. Он спрашивает меня: «Почему по американским кораблям не стрелял?» – «Приказа не было». – «Да вы что, без приказа сами сообразить не смогли?»
Вверху не было никакого представления о фактической обстановке в нашем районе. Вся вина за создавшуюся обстановку была возложена на командиров подлодок. Правда, наказывать нас за несуществующие прегрешения не стали, но и особенного продвижения по службе не было. Богатый опыт, накопленный при проведении операции «Кама», широкого освещения не получил.
…А относительно наград ты и сам знаешь, что на фронте орденов не дают!
В пучинах Бермудского треугольника
— О подготовке лодок бригады к походу говорить не буду – всё происходило в «штатном» режиме. Как всегда не хватало времени, — уточнял Алексей Федосеевич. — Уже находясь на маршруте развёртывания, обдумывая состоявшиеся разговоры с проверяющими, я пришёл к выводу: предстоит более серьёзное дело, чем скрытый переход к новому пункту базирования в какой-то отдалённой стране. Не было никакой откровенности с командирами уходящих лодок.
По возвращении наши догадки подтвердились. При встрече с нашими офицерами член Военного совета Северного флота контр-адмирал Сизов признался: «…А мы вас живыми и не ждали!». Это свидетельствует о том, что руководству опирацией «Кама» была известна сложность военно-политической обстановки, в том числе и оперативно-тактическая обстановка в районе Саргассова моря, но при подготовке к походу никакой информации на этот счёт мы не получили. Недостающую информацию решил получать из эфира вероятного противника с помощью группы радиоперехвата, находящейся на лодке.
Прибыли в назначенный район боевой службы, преодолев все противолодочные рубежи НАТО и США. Вторую неделю патрулировали на своих позициях в Бермудском треугольнике, ориентируясь только на данные группы перехвата. Сложность патрулирования можно представить только по тому, что каждой нашей лодке противостоял один противолодочный авианосец и около 50 надводных кораблей с поисковой аппаратурой, не считая противолодочной авиации.
Прошло три недели. Мы успешно уклонялись, изучив район и тактику действий американцев. Но и они не зря ели свои гамбургеры-сэндвичи. И тут началось. Используя численное превосходство и работая гидролокатарами, они начали нас гонять… По нам произвели фактическую торпедную атаку (предположительно эсминец «Чарльз Б. Сесил»), от торпеды мы уклонились. Тогда эсминец пошёл на таран, в результате чего мы потеряли рамочную антенну. Нас вынудили всплыть. Окружив нас плотным кольцом, корабли получили приказ своего президента «держать русскую лодку всеми силами и средствами». И всё-таки, устранив неисправности техники и зарядив батарею, мы сумели утереть нос американцам, оторваться от преследования и продолжить патрулирование.
Все эти изматывающие, в прямом смысле слова, боевые действия мы выдержали благодаря нашим матросам, которые, падая в обморок, поддерживали высокую боевую готовность лодки. Уже не выдерживало железо, а люди выдержали. Честь им и хвала! Вот что значит настоящий патриотизм и чувство долга…
 
Возвращение домой
Мой сослуживец заканчивал свой рассказ:
— Что мы знали о Бермудском треугольнике, через который был проложен наш маршрут до пролива Кайкос среди Багамских островов? Только то, что печатала пресса, в чём много выдумки и фантазий. Причины массовых морских катастроф в этом районе до сих пор неясны. В последнее время появились сведения, что причиной всему являются так называемые волны-убийцы, которые зарождаются невесть где, спонтанно обрушиваются на суда и переламывают их. Механизм зарождения этих волн неясен. Но что удивительно: не известен ни один случай катастрофы подводной лодки в Бермудском треугольнике. Обошла эта участь и нас.
Возвращались домой на одном дизеле, продолжали работу над двумя сломанными. Не хватило топлива, и вместо соляра пришлось использовать масло, разбавленное водой. И того было мало. Но всё-таки дошли, преодолев три противолодочных рубежа. Навыки, приобретённые во время патрулирования в Бермудском треугольнике, нам очень пригодились. Особо хотелось бы отметить работу наших механиков, которые обычно остаются в тени без славы. Это поистине героические люди, русские умельцы без прикрас. Хотя нас встречали без торжеств, но чувство выполненного долга согревало души личного состава подводной лодки «Б-36»…
P.S. Автору этого материала повезло служить на атомных лодках с участниками того похода на «Б-36» в 1962 году штурманом В.В. Наумовым и начальником радиотехнической службы Ю.А. Жуковым. Это были замечательные ребята. Впоследствии Владлен Наумов стал адмиралом.
Изучая историю флота, слушая рассказы своих коллег-подводников, сам пройдя через горнило подводной службы, я всегда вспоминаю слова писателя Валентина Пикуля, который с такой достоверностью писал о русских подводниках: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты, любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности… На субмаринах между начальниками и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной дисциплиной… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела. Приходится постоянно помнить, что на карту ставится своя и многих других жизнь…».
Это с документальной точностью было подтверждено подводниками нашего поколения в Кубинский кризис 1962 года.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: