slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Кафедра добра Владимира АНДРЕЕВА

К своему 80-летию худрук Театра имени М.Н.Ермоловой
сыграл более 100 ролей в театре и кино и поставил
десятки спектаклей в России и за рубежом.

30 июля небывало жаркого лета 2010 года Президент России подписал Указ о награждении Владимира Андреева, поистине народного артиста страны и художественного руководителя Театра имени Ермоловой, орденом «За заслуги перед Отечеством»...

Ничто не может остановить ход времени. Поэтому, что-бы осмыслить эти заслуги, надо... нет, просто необходимо оглянуться назад, когда 27 августа 1930 года в Москве в семье Алексея и Марии Андреевых родился мальчик, которого в честь деда назвали Владимиром. Все его детство прошло на Большой Спасской, что у трех вокзалов. Во дворе родного дома возвышался обветшалый храм, куда ходили молиться жители окрестных улиц. Однажды к дверям этой церкви подошел и трехлетний Владимир. Его чуткий музыкальный слух усладили звуки «Всенощной». Ребенок, пораженный таинством, застыл в дверях и молча, по-своему, по-детски стал молиться. Это был первый осознанный «взрослый» шаг в пространство, которое зовется жизнью...
  На самом деле Владимир повзрослел очень рано. Семья жила бедно. И мальчик еще в школе начал подрабатывать: то коллектором в каникулы поедет в геологическую экспедицию, где работал отец школьного товарища, то наймется на сельскохозяйственные работы под Москвой. Во время войны после уроков становился к станку, который крутил пружины для управления бронетранспортером. Работа была не в тягость. Знал — помогает близким. На игру в традиционный дворовый футбол с мальчишками времени не оставалось. Зато Владимира очень привлекал «Красный уголок» в подвале их дома, где был самодеятельный театр. Но свою первую роль сыграл не там, а в ближайшем Доме пионеров. Там познакомился с Роланом Быковым, который и посоветовал Андрееву после окончания школы поступать в театральный вуз. Пошел в ГИТИС имени А.В.Луначарского и попал на курс замечательного педагога и режиссера Андрея Михайловича Лобанова. В 1952-м институт окончил и пришел в актерскую профессию, начав работать в Театре Ермоловой. Уже в 1970-м стал его руководителем. Тогда, по его словам, он почувствовал себя «самым главным» режиссером в стране. Ведь история этого театра велика: Всеволод Мейерхольд, Николай Хмелев, Андрей Лобанов. А в 1985 году предложили возглавить Малый театр. И все-таки потом опять — возвращение в Ермоловский. И с 1990 года Андреев — художественный руководитель этого театра, ставшего для него родным домом.
  Несколько лет назад на сборе труппы Владимир Андреев сказал: «Несмотря ни на что ермоловцы будут чтить и продолжать старые традиции». Хотя сам повседневно не устает повторять, что не может работать без молодежи. У него великое множество учеников и последователей, целая плеяда. А все потому, что он считает, если педагог занимается своим делом с душой, то не может быть равнодушным к судьбам своих подопечных. Иначе этим нельзя заниматься, как нельзя заниматься и театром, если его не любишь. Владимир Андреев блестяще владеет формой реалистического и психологического театра, с актерами работает бережно, за что они его и любят.Часто благодаря ему рядом с известными мастерами раскрылись прекрасные молодые режиссеры, такие, как Родион Овчиников, Владимир Данцигер. Андреев часто репетирует с молодыми актерами и верит, что имена его учеников будут у всех на устах, как фамилии знаменитых уже Виктора Ракова, Елены Яковлевой, Марины Дюжевой... Именно дружба с молодостью, может быть, считает режиссер, и позволяет ему сегодня «если не озорничать, то проявляться на сцене более искренне». Андреев говорит, что в творчестве можно быть либо профессионалом, либо непрофессионалом. Разница в том, чтобы не просто помнить о любимом деле, а непрерывно жить в своей профессии. Ведь сам театр создан для того, чтобы оберегать человека и его чувства. Кроме профессионализма, в Андрееве поражают две вещи — цельность натуры и скромность. Но это, наверное, от природы, получено генетическим путем, из семьи. Главной болезнью общества Андреев называет равнодушие. В спектаклях он взывает к совести, которая и есть, по его мнению, «прививка от равнодушия».
  Дом, где располагается Театр Ермоловой, стоит на Тверской, совсем недалеко от центра всей России — Кремля, и его часто посещают иностранные туристы. Но есть у Ермоловского и свой постоянный зритель, который дорожит этим замечательным репертуарным театром. Залы всегда полны: и большой, и малый, и музей, где иногда идут спектакли. В центре одного из нижних фойе висит портрет кисти Серова: на нем Мария Ермолова. Ее имя — легенда. Ее творчество — страница великой истории русского актерского мастерства. «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека», — всегда говорила актриса. И пусть за окнами страшная жара или нестерпимый холод, бури, грозы, ветры перемен, Ермолова, строгая и внимательная, как и десятки лет назад, всматривается в лица тех, кто приходит на спектакли театра, носящего ее имя.
  Знатоки утверждают, что в сводчатых подвальных помещениях этого театра можно обнаружить камни времен Иоанна Грозного. Нижняя часть здания до сих пор в целости и сохранности. Позже надстроили пассаж, и он превратился в храм для артистов. Кто теперь знает, о чем, стоя на пороге другого храма, молился маленький трехлетний Владимир?!
  Николай Гоголь сказал про театр, что «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так вот сегодня профессор Владимир Андреев с этой кафедры его постоянно и провозглашает. Сейчас на ермоловской сцене идут спектакли русских и зарубежных классиков, современных авторов. Все они созвучны сегодняшнему дню. Намеренно не называю имена известных и популярных актеров, ныне играющих в театре, не рассказываю о репертуаре подробно. На это ушло бы много времени, лучше сходить в сам Театр имени Ермоловой. Но об одном спектакле грешно нынче не упомянуть. «Фотофиниш» Питера Устинова в постановке Сергея Голомазова — безусловный шедевр. В главной роли — народный артист СССР Владимир Андреев и замечательная, тонко чувствующая автора и зрителя труппа театра. Хороши, классически хороши практически все занятые в спектакле. И народный артист России Алексей Шейнин, и Борис Миронов, и Антон Семкин, и Ольга Фомичева, и обе Елены — Калинина и Пурис, и Сергей Покровский, и Владимир Павлов, и Светлана Головина и юный Егор Анисимов... Жанр пьесы — трагикомедия. Оценка за артистизм — самая высокая по театральным меркам. Сюжет таков. 80-летний писатель Сэм Кинсейл благодаря своему художественному воображению вызывает к жизни своих двойников-Сэмов в возрасте 20, 40 и 60 лет. Пьеса предельно исповедальна, поэтому главному герою приписывают мысли автора пьесы. Он с сожалением, порой с угрызениями совести вспоминает прошлое, но ничего не отрицает. Андреев в образе Сэма — фигура очень обаятельная и... таинственная. Он — себе на уме. Сидит на диване в уютном кабинете среди старинной мебели у настольной лампы от Тиффани и хитро наблюдает, как ведут себя три других Сэма. Этот 80-летний Сэм необычайно привлекателен как мужчина, гораздо интереснее, чем его мятущиеся двойники, потому что мягок и мудр. И это неудивительно. Ведь все эти черты присущи самому Владимиру Андрееву.
  Худрук Театра Ермоловой убежден, что актеры просто обязаны помогать зрителям решать важнейшие вопросы бытия. Вот 20-летний Сэм собирается жениться вопреки воле отца, 40-летний намерен развестись с беременной женой, 60-летний пытается завести роман с молоденькой... Все эти желания кажутся 80-летнему Сэму абсурдными. А зритель сидит в зале и тоже думает: «А если бы все вернуть?» Но жизнь нельзя прожить второй раз — набело. И это точно знает Сэм 80-летний. Ему со сцены все хорошо видно! Поэтому в финале прорывается кредо главного героя, а может быть, самого Андреева: «Вот если на закате жизни вдруг взять да собрать последние силы и поднатужиться. И тогда ощутишь вдруг радость, а не страх, подходя к финишной черте».
  Пьеса вовсе не проста. В ней много философских размышлений. Класс игры актеров очень высок. Помогают музыка, пластика, свет. В конце спектакля артисты поворачиваются спиной к залу и смотрят вглубь сцены, а там — дверной проем, где светится весеннее дерево с белыми цветами. Кабы молодость да знала, кабы зрелость да могла! А зрелость в лице Сэма-Андреева может все! Ибо ей хотя все УЖЕ понятно, но ЕЩЕ все доступно. Сам Андреев не прячется за своим актерским и человеческим обаянием. В финале он отлично справляется с пафосным монологом. Что это? Старинная ермоловская школа или уникальные индивидуальные особенности Андреева-актера? Скорее всего — и то и другое. Но налицо — большая удача. Произнесена последняя фраза, а в зале больше минуты стоит тишина. А потом зрители встают и благодарят бурей оваций. Часто ли мы видим, как актеры помогают зрителям найти ответ на вопрос о смысле жизни? Эта умная, тонкая, пронзительная пьеса нынче в репертуаре театра.
   К слову, в атмосфере единодушия художественного руководителя и труппы театр имени Ермоловой собирается в нынешнем году отметить свое 85-летие. К юбилейному сезону театр дарит своим зрителям новые работы. Режиссер Галина Дубовская репетирует сейчас комедию Александра Островского «Красавец мужчина». В сентябре в репертуаре уже стоит «Весенняя гроза» Теннеси Уильямса в постановке Александра Огарева. А в ноябре ермоловцы покажут «Последний сон князя» («Дядюшкин сон») Федора Достоевского. Это совместная работа Ермоловского театра и продюсерского центра «Оазис». В роли Князя К. — Владимир Андреев.

Лилия КОВАЛЁВА

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: