slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Иван Ильин о русской идентичности и русском государстве

Иван ИльинПрошло 65 лет с тех пор, как частые болезни и последовавшая 21 декабря 1954 года смерть прервали жизнь Ивана Александровича Ильина. На его могиле в Цолликоне (Швейцария) был поставлен памятник
с замечательной надписью (перевод с немецкого): «Все прочувствовано / Немало претерпето / С любовью созерцаемо / Многому виной / И мало понятно. / Спасибо тебе, вечная доброта».
В октябре 2005 года после длительных переговоров со швейцарским правительством по инициативе президента В.В. Путина прах Ильина и его супруги был перезахоронен на погосте Донского монастыря. А в 2009 году В.В. Путин организовал в Донском монастыре возведение мемориального комплекса для многих выдающихся воинов Белого движения, главным идеологом которого был профессор И.А. Ильин. К сожалению, надпись, приведённая выше, не сохранилась. Многие пытались расшифровать эту загадочную надпись, сделанную выдающимся немецким культурологом и другом семьи Ильиных госпожой Барейсс. Но безуспешно.

Я думаю, что смысл этой надписи (и то, что она сделала на немецком языке), во многом — мистической, очень условно, в виде догадки можно выразить так.
Жизнь Ивана Александровича терниста, но светла. Его гений принадлежит не только России, но и Европе. Из его трудов, как из источника чистой мысли, можно, как из бездонного колодца, черпать идеи в самых различных областях человеческой культуры всем поколениям всех европейских народов.
Здесь же заметим, что историк Европы и России в ХХ и ХХI веках почти с математической точностью подтверждает практически все предсказания Ильина. Я глубоко убеждён, что пришло время, когда можно повторить снова Достоевского: Пушкин – наше всё, сказав: Ильин – наше всё. Кстати (во всяком случае – во многих своих выступлениях), близко к этому подходит и В.В. Путин.
Обратимся к тому, что Ильин считал одним из фундаментальных принципов познания русского государства – идентификацию русского народа. Это сейчас особенно актуально по следующим причинам. Во-первых, постоянно (и не только в СМИ, но и в учебниках) утверждается, что русского народа как национально чистого продукта нет, а есть смесь славян, монголов и других азиатов. Такой подход содержится во многих заявлениях руководителей не только Украины (что хоть как-то объяснимо), но и России. Во-вторых, утверждается несамостоятельность русской истории (к сожалению, этот «грех» разделял и выдающийся русский историк Л.Н. Гумилёв!). Русское государство считается развившимся из улуса Монгольской империи Чингизидов, а татаро-монгольское иго – мифом, придуманным немцем Миллером в ХVIII веке. Популярная поговорка, объединяющая эти позиции, звучит так: «Поскреби русского и обнаружишь татарина». Доходит до того, что ядром русского ополчения Минина и Пожарского называют татарскую конницу, которой вообще там не было, а Куликовскую битву — сражением русских и татар против опального Мамая. Хотя татары на Куликовом поле были только на одной стороне – Мамая. Я уж не говорю о так называемой теории евразийства, где России приписывается особая (даже мистическая) связь с Азией, хотя нас связывает с Азией (колонией России) не более, чем, например, Англию с Индией.
И.А. Ильин всегда утверждал, что основной задачей русской национальной интеллигенции после падения большевиков будет формирование русского национального правосознания, что невозможно без ориентации на героический ряд в русской истории. Таким образом, дегероизация и денационализация «героического ряда» истории России является могучим орудием русофобов, против которого можно успешно использовать богатство трудов И.А. Ильина.
Итак, передадим слово Ивану Александровичу Ильину (цитаты взяты из его произведения «Наши задачи»).
Россия стонала под татарским игом 250 лет. Куликовская битва (1380 год) не покончила с ним. Последовали ещё два века татарских походов на Москву, сопровождавшихся резней и разгромом всего на пути. Уже в 1382 году из Сарая (Золотая Орда) явился хан Тохтамыш с войском, сжег и опустошил Москву. В 1395 году Тамерлан разгромил Россию до самого Ельца. В 1408 году Мурза Егидей разорил Россию, дошел до Москвы, взял выкуп и возобновил уплату дани. В 1439 году хан Улу-Махмет явился из Казани и разгромил Московскую область; в 1445 году он явился вновь, громил Московское царство, разбил русских у Суздаля и забрал в плен Великого князя Василия II Темного. В 1451 году последовало нашествие Мозовши. В 1472 году сарайский Ахмет доходил до Алексина, а в 1480 году во Воротынска. С начала XVI века начинаются набеги крымских татар: они действовали совместно с казанскими татарами, как, например, в 1521 году, когда Россия была опустошена двумя братьями Магмет-Гиреем крымских и Саил-Гиреем Казанским. Так татары громили Московского царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и от Крыма. Татары громили и грабили, убивали в сражениях храбрейших русских воинов, заставляли платить себе дань, развращая христианскую Россию страхом, привычной к грабежу и погрому жаждою мести, свирепостью и всякими дикими обычаями.
Казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее опасными громилами. Они в союзе с черемисами и мордвою обрушивались изгоном на русские окраины, разоряя жилища и уводя в плен; черемисская война жила без перерыва в русском Заволжье, она не только угнетала хозяйство земледельцев, но засоряла торговые и колонизационные пути. России оставалось или стереться и не быть, или замирить буйных азиатов оружием. Общее число русских пленников, освобожденных после взятия Казани, доходило до 100 тысяч человек.
В то время реки были артериями жизни. Поэтому тот, кто хочет понять значение взятия Казани, должен взять карту и проследить течение русских рек. Борьба России с татарами за речную свободу была для неё железной необходимостью.
Ильин делает совершенно правильный вывод об отсутствии какого-либо существенного влияния татаро-монгольского ига на русскую национальную идентичность. Более того, он приводит выводы своего друга, выдающегося русского антрополога, ученого с мировым именем профессора А.А. Башмакова.
Профессор А.А. Башманов установил замечательный процесс расового синтеза, осуществившегося в истории России и включившего в себя все основные народности её истории и территории с древнейших времён. В результате этого процесса получилось некое величавое органическое единообразие в различии.
Американские антропологи исчислили, что вариации в строении черепа у русских не превышают 5 пунктов на сто, в то время как у французов – 9, у итальянцев – 14. Напрасно говорят и о татаризации русского народа. Русские, строго придерживавшиеся национальной близости, не брали себе жен из иноземцев (чужой веры, чужого языка, чужого права!); напуганные татарским игом, они держались своего и соблюдали этим свою идентификацию – центральное чистокровие.
Конечно, большевизация России нанесла серьезный урон расовой идентичности как за счет эмиграции после Гражданской войны, так и за счёт массового истребления русского населения в результате голода и концлагерей, устроенных пришедшей к власти интернациональной «обшмыгой» (выражение И.А. Ильина). Сюда же можно отнести и потери в Великой Отечественной войне и послевоенные репрессии. Урон этот продолжает наносить и либерально-интернациональный блок так называемых демократов, имеющих сильные позиции во власти до сих пор, нейтрализация которого остаётся важнейшей задачей русской национальной интеллигенции.
Важность идентификации русских проходит «красной нитью» через все произведения Ильина и коротко сводится к следующему. Россия составляет нацию и государство – великие по задачам и средствам, но они окружены также великими опасностями. Она создана русскими и держится только русскими. Только русская сила приводит остальные племена к некоторой солидарности между собой и государством. Сильнейшие из прочих племен чужды нашего патриотизма. Они и между собой вечно в раздорах, а против господства русских склонны бунтовать. Скрепа единения – это мы, русские. Без нас Россия рассыпется, и сами эти иноплеменники пропадут. Нам приходится, таким образом, помнить свою миссию и поддерживать условия нашей силы. Нам дóлжно помнить, что русское господство есть дело не просто национального эгоизма, а мировой долг.
Мне представляется, что (как всегда) эти замечательные научные результаты Ильина актуальны, и актуальность их в современной России не только растет, но и будет расти.
Олег КАРАТАЕВ,
д.т.н., д.ю.н.,
профессор.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: