slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

И снова магия театра…

Вечерняя дорога, слегка прихваченная морозцем, выглядела оживлённой по направлению к Крымскому академическому русскому театру имени М. Горького в Симферополе. Крымчане с интересом спешили на новую пьесу в театральном репертуаре, принадлежащую перу московского драматурга Валерия Иванова-Таганского.
С известным писателем, режиссёром, заслуженным артистом России, академиком Академии российской словесности я познакомилась несколько лет назад. Валерий Александрович приехал в республику после событий «Крымской весны» с благородной целью презентовать сборник произведений детей из разных регионов страны, включая Крым, с ласковым названием «Подсолнушек». А ныне на сцене нашего театра успешно идёт одна из пьес современного столичного драматурга «Любовь со взломом».
Валерий Иванов-Таганский в своё время окончил Театральное училище имени Щукина, учился на факультете В. Розова в Литературном институте, в течение десяти лет играл на сцене прославленного Московского театра на Таганке. Глубокое знание театрального искусства реализовывал позже в работе главным режиссёром Академического театра имени М. Лермонтова в Алма-Ате, поставил более десятка спектаклей.
Таким же успешным оказалось талантливое перо В.А. Иванова-Таганского. Один из его романов «Семя Отечества» заметил и оценил известный российский кинорежиссер Юрий Кара, снявший по этому произведению телесериал «Репортеры».
Пьесы «Пикник под старой крышей», «Почём бивень мамонта», «Барашек в бумажке», «Казус Берии» в разное время стали победителями Международного конкурса по современной драматургии «Время драмы». Авторский сборник драматических произведений «Любовь со взломом» стал лауреатом Международного литературного конкурса «Имперская культура» имени Э. Володина. Четыре пьесы из него уже поставлены на сценах московских театров имени К. Станиславского и М. Лермонтова, в театре «Да» при Доме актера в Москве, репетируется в московском Молодёжном театре, возглавляемом народным артистом России Вячеславом Спесивцевым. Спектакли драматурга известны зрителям Элисты и московского театра «Сопричастность».
На крымской театральной сцене пьесу «Любовь со взломом» из одноименного сборника поставил заслуженный деятель искусств республики Юрий Хаджинов. Думается, что режиссёра в произведениях Иванова-Таганского привлекла острая проблематика, современные герои с их надеждами, исканиями, верой в морально-нравственные основы жизни. Неслучайно Ю. Хаджинов считает лейтмотивом нынешней постановки слова писателя, вложенные в уста героев: «Месть — путь в никуда, на отмщении счастье не построишь».
Спектакль, решенный в жанре лирического детектива, начинается интригующе: ночью в квартиру проникает воришка в темном капюшоне. Он нервно осматривает жильё. Вдруг луч фонарика выхватывает из темноты фотографию на полке. В замешательстве потенциальный вор звонит Шефу, капюшон соскальзывает, открывая миловидное лицо девушки. Выясняется, что на «задании» она впервые и от нервозности перепутала нужную квартиру генерала, где Шеф рассчитывал поживиться, со спартанским жильем популярного тележурналиста Игоря Кондратьева.
Так случайная встреча двух молодых людей, которых когда-то связывало романтическое увлечение, оборачивается глубоким взаимным чувством, которое вносит огромные перемены в их судьбы. Личные отношения развиваются в непростых обстоятельствах окружающей реальности. В этой реальности сталкиваются добро и зло, подлость и благородство, понятия о ремесле и принципах профессиональной этики, страх за близких и готовность отстоять правду, защитить любимых. Силой, порождающей решимость преодолеть все испытания, становится Любовь.
По замыслу автора центром притяжения пьесы являются главные герои — Он и Она. Посредством их диалогов зрители должны были узнать обо всех драматических коллизиях, которые складываются вокруг и внутри их жизни. Однако режиссёр-постановщик Юрий Хаджинов решил пойти на творческий эксперимент, который позволил расширить рамки пьесы. Он ввёл в неё новые персонажи, взявшие на себя часть диалогов главных героев. Появился целый ряд действующих лиц, которые обрели свою плоть и кровь. Грозный Шеф (артист Владимир Меньшиков), представитель криминального мира, желавший склонить героиню к воровским делам посредством угроз расправы над её маленьким сыном. Душевная родственница Тамара (засл. арт. Украины Валерия Милиенко), укрывающая малыша у себя, и подруга героини Дина (артистка Яна Мармиль). Художница Л.Ю. (засл. арт. РФ Светлана Калганова), попавшая в кабалу махинаций с картинами, но нашедшая в себе силы обличить преступные дела, которые проходили под покровительством губернатора Победина. Молодые актёры и заслуженные мастера сцены, несомненно, обогатили спектакль новыми красками и мизансценами, наполнили его своей энергетикой, эмоциями, сумели создать в коротких выходах типажи.
Большие симпатии зала вызывают молодые, обаятельные главные герои пьесы.
Александр Денисенко сыграл роль популярного «телегения» Игоря Кондратьева. Строгий рисунок актерской игры особенно проявляется в переломные моменты выбора между ремеслом «маленького винтика» и честью профессионального журналиста, а также в сцене принятия на себя вины за выстрел Ани. Органично, естественно выглядит Аня, роль которой исполняет актриса Юлия Островская. Ей удается передать материнскую тревогу за сына и любовь к Игорю Кондратьеву, желание добиться справедливости в раскрывшихся махинациях и мучительные поиски выхода в момент выстрела в Шефа. После всего случившегося к ней приходит осознание: «Никакая месть не стоит человеческой жизни».
Оценил все творческие находки театрального коллектива и прокомментировал своё произведение автор Валерий Иванов-Таганский, который дал мне небольшое блиц-интервью.
— Валерий Александрович, какие основные акценты Вы хотели расставить в пьесе «Любовь со взломом»?
— В первую очередь я хочу поблагодарить Министерство культуры Республики Крым, руководство Крымского академического русского театра имени Горького, режиссёра-постановщика спектакля Ю.В. Хаджинова и актёров театра за выбор для постановки моей пьесы «Любовь со взломом». Будь моя воля, я бы к десяти евангельским заповедям добавил бы ещё одну: «Будь благодарен!» Великая французская певица Эдит Пиаф в одной из песен утверждает, что «любовь побеждает всё». В пьесе вспыхнувшие чувства преобразили героев. Он теперь не будет телекомментатором-холуем, чуть посмелее обслуживающим власть, а она станет мудрее, понимая, что каждую власть необязательно свергать на пути её затянувшегося совершенствования.
— Как родился замысел произведения? В основе спектакля лежат подлинные факты или это результат авторских обобщений, наблюдений над жизнью в целом?
— Я не умею писать, отталкиваясь только от фантазии. К сожалению, наше серое вещество сегодня способно только на фантазии о светлом будущем. Когда я изучил материалы о попавших, в буквальном смысле, в кабалу талантливых художниках, то моё сердце загорелось от возмущения. Появился мотив, а дальше всё решает талант, который в переводе значится как РЕМЕСЛО.
— Что Вам кажется главным в характере героя пьесы Игоря Кондратьева?
— В главном герое возродилось не утраченное в изнурительной борьбе за свое достоинство качество — МУЖЕСТВО. И ещё. Игорь Кондратьев долгие годы не «кубышку» наполнял, а свой «котелок», поэтому возвращение Ани и любовь к ней открывает в нём то, чего у него не хватало: объёмного и ответственного мужского начала. Оно даёт ему не только силу жить, мыслить, но и не делать ошибок в будущем, ибо «древо разума произрастает из шишек на лбу».
Возвращаясь к спектаклю, отмечу, что в динамично развивающемся сюжете импонирует музыкальное сопровождение: оно подчёркивает романтическое настроение героев, усиливает интригу детективных моментов. Детали интерьера камерной сцены (художник-постановщик Кирилл Ерёмин) сведены к минимуму. Всё внимание направлено на развитие сюжетной линии. Очень тесным выглядит эмоциональный и фактический контакт со зрителями. Аня и Игорь иногда спускаются прямо к зрительным рядам. Актеры других персонажей периодически приходят в зал к специальному столику, который находится рядом с публикой. Всё это усиливает чувства сопереживания и соучастия у зрителей к происходящему действу.
Творческий энтузиазм режиссёра-постановщика Юрия Хаджинова, артистов крымского театра и талант московского драматурга Валерия Иванова-Таганского направлены в единое русло: вновь и вновь создавать магию спектакля и театра в целом. А зритель с благодарностью приобщает свои чувства к известным строкам В.Г. Белинского: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

Елена ОСМИНКИНА,
член СП России, лауреат литературных премий.
На снимках: сцены из спектакля.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: