slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Горжусь своими земляками

Меня поражает, как до войны люди работали и жили, не имея практически никаких условий. По рассказам моего отца, не было света, воду носили от самого водоёма. И колхоз жил, всё в нём работало и ладилось. Если бы не лихолетье, не Великая Отечественная война, кто знает, каким бы он был сейчас, и сколько всего было бы сделано?
В колхозе имелась своя кузница. Против входа в неё был установлен большой мельничный камень, жернов, снятый ещё со старой мельницы. Он использовался для ремонта колёс фургонов. Первая техника — комбайны «Сталинец» и трактора СТЗ и ЧТЗ стали поступать уже в 1934—1935 гг. А ещё две машины-полуторки для перевозки зерна. После уборочной комбайны и трактора перегонялись во двор МТС «Сафаровская» для ремонта и хранения.
Кузнецом в колхозе работал Яфаров Халиль, очень крепкий и жилистый мужик лет 46-ти, какие рождались обычно на Руси. Молотобойцем при нём — молодой парень Абдрахманов Юсуп, тоже здоровенный крепыш. И чего только они не делали! В кузнице ковали и лемеха, и различные орудия труда. А рядом с кузницей располагалось деревянное помещение. И там творили чудеса: готовили телеги, сани, бочки, грабли, хомуты, колёса для телег и фургонов. Но оправу для колёс и обручи для бочек делали в кузне. Лошадей подковывали и клеймили в специальном расколе, небольшом загоне. В то время в каждой бригаде насчитывалось по 60—70 голов лошадей.

Огонь от угля выдувался мехами. От невыносимой жары работали мастера-кузнецы в постоянном поту. Они делали и всё оборудование для фургонов, которые в длину были по шесть метров. На бригаду приходилось по 5—6 фургонов.
В лобогрейки-сенокосилки запрягали по три лошади. Смена длилась с 6 часов утра и до 12 дня. Потом производили замену ножей, которые сдавали на расточку, и уставших лошадей меняли на других. За день скашивали сена по 5—6 га. Бывали и трагические случаи, когда с прицепов уставшие люди срывались под ножи. Так, молодой парень Яфаров Жавать лишился левой руки, а его сверстник Абдолхак Абдрахманов потерял ногу.
Колхозники проявляли чудеса героизма, и колхоз в ту пору жил неплохо, выручая своими кормами, семенами и другие хозяйства. Работали все: от малых и до самых пожилых. При нехватке техники и лошадей запрягали быков. Животных в колхозе было немало — верблюды, крупный рогатый скот, овцы. Про солому не думали, скот кормили одним сеном. За сенокосный сезон бригада заскирдовывала по 20—25 сметов, каждый из них длиной в 30 и более метров.
В колхозе «Прожектор» было две плантации: на одной выращивали овощи, на другой — табак. Заведующим плантации назначили Альмяшева Закира. Трудились там в основном одни женщины. Урожай снимали и сушили в тени. Продукцию вывозили в районный центр.
Сажали и бахчевые. Арбузы, по словам отца, мгновенно раскалывались при прикосновения обыкновенной иголки.
Очень просторной и всегда убранной фермой руководила её заведующая, пожилая колхозница София Халикова. Коров доили, молоко сепарировали, из него сбивали масло и сдавали государству. За хорошие показатели в работе Софию Халикову удостоили чести обозреть родные просторы с самолёта. Была и такая форма поощрения передовиков.
Чабаном в колхозе был Мянжиков Ахмяли, он чабанил со своей семьёй. Овец стригли дважды — весной и осенью. Первая стрижка шла на носки, варежки, пояса, а вторая на валенки. В июне ягнят отбивали от маток, после чего овцематок доили. Молоко шло на изготовление брынзы. Её всегда готовила большая мастерица — Наталья Боровая. Готовая продукция хранилась на складах, а затем поступала в бригады.
В конце сенокоса лучших работников премировали кого телёнком, кого ярочкой, а кому доставались патефон, велосипед или отрез материи на платье. Отмечали победителей и после уборочной кампании. Да, всё это было до начала ужасных событий 1937 года. Враз сломалась налаженная в колхозе жизнь дружного коллектива сельхозартели «Прожектор». В памяти отца и старожилов села остаются и радостные, светлые дни жизни селян, и тяжёлые, горькие, полные мучений и лишений. А ещё к этой горечи прибавилась горечь военных лет и новые потери.
Многие дети военного лихолетья — сироты. Сколько тягот и боли они вынесли на своих хрупких плечах: восстанавливали разрушенное войной хозяйство страны, возрождали промышленность, осваивали целину, строили электростанции. Это они — покорители высот и космоса. Это они — наши родители — герои, герои боевых и трудовых подвигов. Я горжусь ими, равно, как и своими земляками! Слава вам, почёт и уважение! И мёртвым, и живым!
 
Идеал БИКБУЛАТОВ.
Саратовская обл.
пос. Восточный.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: