slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Франсис Вебер по-русски, или Происшествие с киллером

«Рикошет» Александра Маркелова в Московской оперетте

Рикошет (фр.) –  Отскакивание пули под некоторым углом от поверхности,

о которую ударяется пуля.

Словарь иностранных слов.

В самом деле речь пойдёт о пуле, которую, к счастью или досаде, так или иначе не сможет послать в нужном направлении некий киллер… Но сначала несколько слов
о пьесе, положенной в основу музыкальной комедии (можно назвать её и мюзиклом,
но авторы назвали комедией).

 

Старшее и среднее поколения любителей кинематографа и в частности элегантной французской комедии наверняка помнят отличную ленту «Зануда» с Лино Вентурой и Жаком Брелем в главных ролях. Но немногие знают, что эта лента – одна из немногих лент и спектаклей по сценариям (пьесам) очень знаменитого француза Франсиса Вебера. Поэтому напомню: он – автор сценариев таких популярных фильмов, как «Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы»… А в ряде этих лент он был и постановщиком. Короче, драматургия отличная, и можно всячески приветствовать обращение Московской оперетты к творчеству Вебера. Правда, в программке отмечено, что есть и автор адаптации либретто, но сделано это весьма корректно, давая простор творческой фантазии авторам и актерам (автор – И. Гречанинова). И, конечно же, — фантазии режиссера Алины Чевик, уже известной зрителям по своей симпатичной постановке «Маугли». Сразу же замечу, что спектакль наверняка получился, хотя (опять-таки сразу замечу) музыка драматургически вполне точная, мелодичная, но открытий в себе не несёт, она, как говорится, на месте, но, увы, не так оригинальна, как хотелось бы, тем более, зная, что автор её и стихов – прекрасный актер оперетты, от которого лично я (и не только я!) всегда ждём непременного открытия. Открытием все-таки и стал спектакль «Рикошет», а о некоторых недочетах (тем более, что спектакль ещё накатывается) говорить не стану. В целом дебют Александра Маркелова рискован и интересен. Правда, опять-таки сразу скажу: фонограмма, под которую выступают актеры (аккомпанемент), злоупотребляет громкостью, а потому далеко не весь достаточно милый стихотворный текст прослушивается. Надо бы театру подумать, как сделать необходимый текст целиком доступным зрителю.

Теперь о главном. Французская комедия многолика, и при постановке комедии нужно решить, какой она будет по внутрижанровым свойствам. Я бы рискнула сказать, что «Зануда» был ближе к жанру искромётной лирической комедии с парадоксальными коллизиями. «Рикошет» же, имея на то право, старается, пожалуй, прожить сюжет Вебера в ритме и ракурсах комедии-буфф. Но тут встает вопрос об исполнителях. Пока нет жанрового единства, хотя сам по себе каждый из исполнителей работает ярко. Но… Ближе всех по жанру – Александр Маркелов и Михаил Беспалов (киллер Ральф), Максим Новиков (Феликс, телохранитель киллера) и Виталий Мишле (доктор Вольф, к которому сбежала жена Зануды). Вячеслав Шляхтов играет ту же роль Вольфа совсем по-иному, рисунком преувеличенной буффонады и острого гротеска. Редкостно обаятелен Вячеслав Иванов в роли Зануды, но он, на мой взгляд, несколько «перегибает» в сугубо «оперном» лиризме. В ключе, ближе к шляхтовскому, живёт на сцене абсолютно раскованный виртуозный Александр Каминский (портье). И очаровательны обе исполнительницы роли жены Франсуа – Елена Ионова и Светлана Криницкая. Я назвала почти всех участников двух составов спектакля, имея на то основания. Но разножанровость всё-таки мешает полному восприятию острого, остроумного, полётного зрелища. Тут надо бы что-то сделать, подумавши о необходимости органичного ансамбля.

Но сюжет есть сюжет. И он работает вовсю. А есть сцены, которыми не можешь не восхищаться. Например, воспоминание Франсуа о счастливой поездке с женой на Капри. Или эпизод в больнице – гомерически смешной – здесь дело и в ситуации, и в ярких танцах (балетмейстер Ирина Корнеева), и в забавных стихах (из того, что удаётся услышать), и, конечно же, в актерских соло с хореографическим аккомпанементом.

Несколько слов о сюжете. В маленький французский городок должны привезти арестанта по делу мощного мафиози. Его выступление на суде в качестве свидетеля категорически невыгодно мафии. Тогда в отеле напротив Дворца Правосудия мафия снимает номер для умного, эдакого комильфо, элегантного, опытного, но внутренне взрывчатого киллера: он должен стрелять из окна именно этого номера отеля. А номер этот ещё раньше него снял менеджер по мужским рубашкам (немыслимо взрывчатый!), мечтающий вернуть свою жену, сбежавшую к (местному) медицинскому светиле… Никто из двоих не хочет уступать. Менеджер от тоски по жене даже пытается повеситься или спрыгнуть с третьего этажа. Страсти кипят, и киллер вынужден заняться далеко не своим профессиональным делом. Сначала киллер спасает менеджера, потом Франсуа спасает его. И в общем, зрелище увлекательное. Это веселая «перепутаница», потому что фабула «Рикошета» полна самых невероятных поворотов, конфликтов темпераментов. Особенно необходимо, чтобы зрителям было смешно. А «полнокровному» смеху опять-таки мешает излишне громкая фонограмма. Привольней всем на сцене только тогда, когда они разговаривают, а не поют. И еще тогда, когда они поют соло, а не в вихре очень хороших и разноцветных танцев. Да, танцы с самого первого звука фонограммы «ведут» спектакль, но интереснее всего они, на мой взгляд, в сюжетных вариациях (больница, Капри, к примеру). И неплохо хореография вводит в самый спектакль, становясь своеобразной увертюрой. А по ходу действия порой бывает перебор танцев,  некое «необязательное» вторжение их в диалоги и монологи героев…

Да, в киллере неожиданно «проснулся» добрый и чуткий человек. Тщательно задуманный выстрел не состоялся. Одним словом, сработал рикошет в полной мере. И эта почти трогательная ситуация, с последними репликами «зануды»! (Да, Франсуа просто полюбил Ральфа и мечтает о встрече с ним в Бордо, куда киллер поедет вновь в погоне за мафиози), просит сообщить, в какой гостинице тот остановился, чтобы там (мечта, мечта!) остановиться и ему, уже окончательно потерявшему жену, на сей раз сбежавшую с владельцем ипподрома… Эта ситуация вызывает у зрителей добрую улыбку, и на сердце (простите!) становится как-то по-особому тепло. Всё-таки люди есть люди и, перефразируя латынь, скажу, что ничто человеческое им не чуждо.

Заканчивая свои заметки о премьере Московской оперетты, не могу не сказать о том, как хороши и выразительны «воздушные», красочные декорации (сценография знаменитой Марии Рыбасовой), а также фейерверк изобретательных костюмов – точных по персонажам и, разумеется, вихревого балета (художник по костюмам Александр Борк). Ну а без изысканной световой палитры Анатолия Кузнецова спектакль «Рикошет» даже нельзя себе представить.

 

Наталья Лагина.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: