slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Единый учебник истории: ожидания и надежды

В электронных и печатных СМИ, как, впрочем, во всем обществе, всё жарче разгорается полемика вокруг проблемы изучения и преподавания истории в нашей школе, вконец истерзанной разрушительными реформами. Градус дискуссий подогревается выдвинутой В. Путиным идеей создания единого учебника по этой главнейшей дисциплине, которая, как бы ни усердствовали разного рода «деполитизаторы» и «разгосудариватели» всего и вся, всегда носила, носит и будет носить мировоззренческий, политический заряд.
Первейший вопрос, вокруг которого вращаются мысли полемистов: с какого возраста начинать обучение детворы этому предмету? «Сызмальства!» — восклицает «Литературная газета» (№ 25—26 от 26 июня 2013 г.), публикуя под этим материалом со сверхлаконичным заглавием подборку мнений ряда известных историков. «Базовое изучение истории — пишет, в частности, учёный, политолог Павел Данилин, имея в виду современную школу, — начинается с пятого класса — поздновато! Я за изучение с первого класса. Сначала – стихи, рассказы. А с пятого класса ... в виде продуманной программы, которая учит пониманию исторических процессов. Как мне, так и моим ровесникам, которые получили первые представления о прошлом нашего Отечества ещё в начальных классах, глубоко импонирует эта мысль: да, изучать историю надлежит именно сызмальства!
Тот, кто пристально следит за полемикой, замечает: наиболее яростные споры ведутся о том, как в новом учебнике слить воедино дореволюционную и советскую эпохи, как оценивать Великий Октябрь — как переворот или же социальную революцию, белое и красное движение и многие важные события нашей бурной истории.
По меньшей мере странно, что участники дискуссии оставляют за скобками богатейший опыт изучения и преподавания отечественной истории до революции и после неё. Такое впечатление, будто нам предстоит создавать учебник по существу на голом месте! Так ли это?
На моём письменном столе постоянно лежит тот или иной том Н.В. Гоголя. Перечитываю его произведения, примеряю к нынешней жизни, скрашиваю её серость бурной и красочной игрой воображения писателя. И вот нахожу то, что напрямую касается моей темы, — статью Гоголя «О преподавании всеобщей истории». Размышляя над этим предметом, писатель так определяет цель обучения истории: «образовать сердца юных слушателей той основательной опытностью, которую развёртывает история; сделать их твёрдыми, мужественными в своих правилах...чтобы ни в счастии, ни в несчастии не изменили они своему долгу, своей вере, своей благородной чести и своей клятве – быть верными Отечеству и государю». И ещё замечательна великолепная мысль о яркости формы изложения истории преподавателем: «Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Применительно к школе речь идёт о мастерстве учителя истории. Подлинной «наставницей жизни» определил воспитательную роль этой науки Сергей Фёдорович Платонов – выдающийся русский историк.
Возвращаясь к подборке писем в «Литературке», скажу, что автор одного из них вскользь упоминает «Сто рассказов по русской истории», правда, почему­то не указывая, кто же их написал. А принадлежат они перу известного детского писателя Сергея Алексеева — обладателя международного почётного диплома имени гениального датского сказочника Г.Х.Андерсена, лауреата Международных премий СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола. Сергей Петрович 30 лет занимал пост главного редактора единственного в стране литературно­критического журнала «Детская литература». Избирался членом правления Союзов писателей СССР и РСФСР. Он создал, по меткой оценке одного из литературных критиков, хорошего знатока его жизни и творчества Игоря Павловича Мотяшова, с больших букв Книгу Русской Истории для детей. То, что родились мы в одном городишке юга страны, побудило и меня заняться исследованием его жизни и творчества. Поначалу С. Алексеев готовил себя к карьере лётчика, но после аварии самолёта, едва не закончившейся гибелью, распрощался с мечтой о небе. Он стал рядовым сотрудником «Детгиза», но решил на этом не останавливаться.
Год 1952­й. Союзное министерство просвещения объявляет конкурс на новый учебник истории СССР для школьников младших классов. Перерыв и осмыслив груды исторических архивов, 30­летний Сергей Алексеев пишет и представляет на конкурс свой научный труд. И сразу – успех! Алексеевскому учебнику присуждается премия. Не менее интересную работу подаёт на конкурс Владимир Карцов – известный в то время историк­методист. Ему также присуждается премия. Кому же из них отдать предпочтение? И вот кому­то из минпросовцев приходит в голову простая и блестящая идея: а что если оба победителя, взяв за основу два учебника, отобрав из них самое лучшее, самое добротное, создадут одну книгу. Так и вышло. Превосходный, великолепный получился учебник
Уже в нём четко просматривается своеобразный почерк будущего выдающегося детского писателя. Самые сложные вещи он излагает не тяжеловесным стилем сухаря­историка, а живым, ярким, сочным и образным языком. О талантливо написанном учебнике хорошо отзывались учителя. Выдержавший испытание временем, он переиздавался миллионными тиражами более десяти раз, воспламеняя сердца не одного поколения выпускников интересом и любовью к отечественной истории, одной из главнейших мировоззренческих дисциплин.
В связи с этим небезынтересно: а какую кадровую политику проводит Минобрнауки России во главе с министром Д. Ливановым? Работа над учебником стала хорошим подступом к будущему литературному творчеству С. Алексеева, которое может служить эталоном, как надо писать книги об отечественной истории для детей.
«Случайно учебник попал в руки прекрасного детского писателя Сергея Михалкова — вспоминает С.П.Алексеев в автобиографии, — и он посоветовал мне написать книгу исторических рассказов для детей. Я попытался. Книга удалась. Это была книга о царе Петре Первом «Небывалое бывает...»
Лев Кассиль замечает, что «писателю удаётся...сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая лёгкость языка, точность находок, позволяющая по­своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты ярчайших эпох в истории нашей Родины — всё это делает рассказы С.Алексеева чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения».
Из безбрежного моря российской истории писатель отбирает события наиболее драматических, судьбоносных, героических эпох в жизни Отечества. Но вот что поразительно. Читая многие сотни этих миниатюрных, на двух­трёх страничках, до блеска литературно отделанных рассказов с обилием персонажей, всякий раз ловишь себя на мысли, что воспринимаются они как единое целостное произведение. Хотя, казалось бы, между современностью и делами давно минувших лет пролегло огромное расстояние более чем в три столетия. В чём же секрет? Какими такими чудесными, крепкими нитями писатель соединил прошлое и настоящее?
Эта живая нить передаётся из века в век, из поколения в поколение. И нить эта — неистребимые традиции патриотизма и героизма, невероятная, несгибаемая стойкость народа. Готового, когда на карту становится его национальная судьба, идти на безоглядные жертвы, в огонь и в воду ради своей свободы и независимости. Эта преемственность подвига во имя Отчества передаётся в произведениях Алексеева от простых петровских, суворовских, кутузовских солдат с их неподдельным негромким героизмом до воинов Великой Отечественной, сокрушивших самого сильного и вероломного врага, когда­либо пытавшегося поработить свободолюбивые народы нашего Отечества.
Сергей Петрович в интересной и доступной форме доносит исторические знания до детей. Это их первые впечатления о подвигах и жестоких боях, о мужестве и отваге воинов — их прадедов. В то время когда мир читает «Гарри Поттера» и смотрит ужасные, лишённые смысла мультики, издание книг о Великой Отечественной позарез необходимо.
И меня не покидает надежда: как бы ни старался кое­кто предать забвению творчество Сергея Алексеева, книги его всегда будут входить в круг любимого чтения ребят. Они найдут в них отклик своим героическим, романтическим порывам, стремлению стать сильными, отважными и мужественными, как герои исторических повестей любимого писателя. Его книги дают ощутить в себе сызмальства кровь и дух своих предков, учат гордиться их славой, переживать победы и неудачи своего государства как свои собственные, воспитывают сыновнюю верность Отечеству.
Ныне некоторые исследователи прошлого стремятся обособить историю своих, обретших независимость государств от общей истории, делать акцент не на том, что нас объединяет, а, напротив, разъединяет, мало того, даже стравливать жившие много веков вместе, бок о бок, народы. Тут нелишним будет вспомнить самые первые строки, которыми начинается учебник истории Алексеева и Карцова: «Если встретятся русский, украинец и белорус и начнут разговаривать каждый на своем языке, они легко поймут друг друга. Русские, украинцы и белорусы – родные братья. Они произошли от общих предков – восточных славян, которые жили в Восточной Европе... Более тысячи лет назад, в девятом веке, племена восточных славян объединились. У них сложилось государство. Его назвали Русью...»
Большой мастер военной прозы, писатель Иван Стаднюк, исторически достоверно изобразивший Великую Отечественную войну, ещё в советское время бытования единой точки зрения, предвидел, что к военным годам будут «обращать свой взор летописцы, философы и златоусты всех континентов». Среди них найдутся и такие, которые, «глядя в прошлое через призму своего воспалённого воображения, будут замешивать истину на лжи и собственном невежестве, преподнося плоды трудов своих как озарение гениев, воссоздающих подлинную и всеобъемлющую историю».
На наше горе, это мрачное предвидение сбылось. Есть серьёзные опасения, что верное толкование нашей истории в едином учебнике будет перечёркиваться передачами Млечина, Сванидзе или иными одиозными телеисториками, где история СССР и России рисуется чёрными красками, искажённо, по­дилетантски. Впитав в себя их «откровения», школьники, дабы блеснуть перед учителем и сверстниками своим «нестандартным» видением истории, начнут пересказывать услышанное из их уст — сенсации только из интимной жизни выдающихся полководцев, выискивать в их действиях одни лишь просчёты и ошибки. Или, хуже того, вторя Гозману, восторгаться блестящими военными мундирами офицеров СС, перед которыми блекнет форменная одежда красноармейских командиров.
Отдадим должное: участники дискуссии высказывают немало ценного, дельного, что не мешало бы «взять на карандаш» авторам или группе авторов, которым доверят написание единого учебника. Речь идёт, в частности, об использовании в учёбе картинок­стихов, русского эпоса – былин и сказаний, мультфильмов по истории и даже такой «мелочи», как создание наборов игрушечных фигурок, изображающих русских ратников и тружеников.
Инструментом возрождения исторической памяти, по мнению участников полемики, могли бы стать древние русские и советские военные песни, которые, по справедливому замечанию, сейчас «звучат выборочно и дозированно». А ведь это созвучно с оценками выдающегося русского историка Вадима Кожинова, писавшего о «повседневной, всепроникающей и поистине могучей роли, которую играло в военные годы поэтическое слово как таковое – и тем более в его песенном воплощении; едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово явилось очень весомым и, более того, необходимым «фактором Победы...». Прочитав в черновике и одобрив статью, мой давний знакомый Владимир Басенко, преподающий много лет историю в одной из московских школ, посоветовал закончить её так: «Ждёт, ох, как ждёт наша школа единого хорошего, увлекательного учебника по истории. Веруем, что таким он и будет, если его написание вверить людям, которые не станут подгонять представления о прошлом под идеологемы, внедряемые в умы людей одиозными очернителями, то и дело мельтешащими на телеэкране, коли к этому делу привлечь, кроме учёных, историков, ещё и детских писателей, обладающих талантом излагать самые сложные вещи доступно, живо, кратко и ярко, огненным, выражаясь языком Н.В.Гоголя, слогом – средств не надо жалеть, они окупятся с лихвой».

Анатолий РЕЧМЕДИН

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: