slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

День ВМФ России. Из флотской истории

Когда в 1896 г. возник вопрос о праздновании 200-летия флота, выяснилось, что убедительных доказательств, то есть подлинных документов, подтверждающих точную дату рождения регулярного флота России, не сохранилось, и Николай II предложил доработать этот вопрос.
Было много споров, однако ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что рождение Российского флота следует связать с именем Петра Великого, хотя мореходство на Руси развивалось и до него. Вспомнить хотя бы легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь (907 г.).
Однако идея создания регулярного военного флота сформировалась именно у Петра I после неудавшейся попытки завладеть Азовом в 1695 году.
В изданных «Письмах и бумагах Петра Великого» сохранились отрывочные сведения о заседании 20 октября 1696 г. Боярской думы, в решении которой были такие слова: «Морским судам быть, а скольким, о том спратца (узнать) о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всеми чинами людьми, о том выписать и доложить, не замотчав (не замолчав)». Видимо, уточнялся бюджет на постройку флота. Вычленив из приведённой фразы магические слова «Морским судам быть!», остановились на дате 20 октября 1696 г. (2 ноября по н.с.), приняв её за день рождения регулярного Российского военного флота.
За 321 год своего теперь уже официального исторического пути Российский флот знал и взлёты, и падения, испытал и радость побед, и горечь поражений. Ясно одно, что за всё время своего бытия он подтвердил свою роль государственного инструмента. Но, к сожалению, банально уже звучащее положение Петра I о «потентантах» — «Всякий Потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет…» используется ныне в полной мере единственной сверхдержавой — США. Стремится к этому и Китай. Там ВМС на должной высоте стоят на страже государственных интересов. Мы же, родоначальники этого основополагающего тезиса о ВМФ всё дальше отходим от признания его самостоятельной роли.
Интересно отметить, что именно в эпоху парусов Российский флот добивался наиболее ярких побед, а его флагманы были известны всему миру. Именно Пётр I с помощью ещё галерно-парусного флота «прорубил окно в Европу» через Балтику, а во времена Екатерины II Российский флот господствовал в Средиземноморье. Мало известен и тот факт, что две наши парусные эскадры (С.С. Лесовского в Атлантике и А.А. Попова со стороны Тихого океана. — В.К.) в течение девяти месяцев крейсерствовали у берегов Северной Америки, чем способствовали победе северян в гражданской войне в США 1863—1865 годов.
Победы это славно. Но незаживающей раной в истории Российского флота стоит Цусима, одно из больших морских сражений XX века. Сразу после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 гг. правительство, поняв свои ошибки, стало восстанавливать как количественно, так и качественно Военно-морской флот (эсминцы типа «Новик» были лучшими в мире. — В.К.). Но к началу Первой мировой войны (1914 г.) не успели выполнить все кораблестроительные программы. И всё-таки Российский флот сыграл свою роль в боевых действиях Первой мировой войны.
Советский период в России характеризуется повышенным вниманием правительства к развитию ВМФ. Ещё И.В. Сталин мечтал о «большом океанском флоте», но не получилось. И всё-таки в 60—80-е годы прошлого столетия мы вышли на второе место после США среди морских держав.
Рассматривая морскую историю, с большой уверенностью можно сказать: выигрывают сражения военные моряки, а проигрывают их же, как это было и в Крымской войне, и при Цусиме, экономившие на своих защитниках государства, их правители, пытавшиеся популизмом нажить политический капитал. Вспомним недавние горькие страницы нашего ВМФ, когда начался его развал под громкие речи Бориса Ельцина, который, вроде бы ратуя за обороноспособность страны, на деле «сливал» армию и флот. Сегодня эти последствия «волевой» деятельности первого президента России приходится с трудом преодолевать. Ведь ломать — не строить!
Но будущее в наших руках. Будем помнить героическую историю, традиции нашего ВМФ и надеяться на лучшее, не забывая, что от нас, сегодняшних граждан России, зависит, какое место в мире мы отводим нашей Родине. Как заявил на днях главком ВМФ адмирал Владимир Королев, «Военно-морской флот, как и подобает флоту морской державы, восстановил свое присутствие в Мировом океане. В дальней и морской зонах присутствует свыше 100 кораблей всех четырех флотов». Мы хотим видеть Россию мощной океанской державой — в этом её будущее и будущее её флота!

Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга в отставке.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: