slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Действо продолжается

В новогодние и рождественские дни в Москве прошло немало интересных зрелищных представлений, искромётных ярмарок, балаганов. Особенно колоритно выглядели торговые ряды на Красной площади и примыкающему к ней Охотному ряду. А на Никольской улице, что соседствует с Кремлем, в здании Московского камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, зрителей ожидало своё, неповторимое театральное действо.

У нас принято всуе употреблять слово «легендарный» — штамп, который ничего общего не имеет с истинным его значением. Оперный режиссёр Борис Александрович Покровский — вот кто поистине легендарная личность! Он ставил спектакли в Большом театре, на других сценах нашей страны и во многих зарубежных театрах. Каждая его постановка была явлением мирового масштаба. Казалось бы, можно почивать на лаврах и заслуженно слыть легендой. Но душа и сердце художника, сказал поэт, обязаны трудиться. Покровскому требовались новые осмысления жизни, новые взгляды и эстетические принципы.
Чтобы воплотить их, необходима другая площадка, не та — огромная сцена Большого театра, а малая. Так, в 1972 году открылся Камерный музыкальный театр под художественным руководством Бориса Александровича. Сначала это была сцена в бывшем кинотеатре на Соколе, спустя годы труппа переселилась в самый центр — на Никольскую улицу. Покровский был великим экспериментатором, в чём не одно поколение зрителей могло убедиться, посмотрев поставленные им оперы Монтеверди, В.А. Моцарта, Игоря Стравинского, а также современных композиторов Родиона Щедрина, Максима Шостаковича, А. Шнитке. И всё же форма не была для режиссёра самоцелью, она органично вплеталась в реалистическую школу русского оперного искусства, школу Рахманинова, Чайковского, Глинки. Его монументальные постановки на мировых сценах поражали масштабностью, тонким проникновением в национальный характер, патриотическим содержанием. И, думаю, не случайно в самом начале своего творческого пути в Горьковском театре оперы и балета им. Пушкина он поставил оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Н. Римского­Корсакова «Снегурочка» — в 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны.
Интерес режиссёра к истории русского театра вряд ли носил заказной характер. Не тому ли свидетельство, что в «новаторские» годы Камерного музыкального театра он поставил «Сокол Федерико дельи Альбериги» русского композитора XVIII века Д. Бортнянского, а в 1982 году «Ростовское действо», пьесу святителя Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского. Это был один из наиболее известных русских духовных писателей и историков XVIII–XIX веков. Первая постановка русской оперы, созданная святителем, имела название «Комедия на Рождество Христово» и состоялась в Ростове Великом в 1702 году. На сотню лет эта «Комедия» стала популярнейшей пьесой народных театров и кукольных вертепов.
Спустя почти 300 лет после премьеры в Ростовском архиерейском доме, музыковед Евгений Левашов долгое время собирал старинные напевы, песенные «забавы», языческие ритуалы и церковные песнопения. Они и составили музыкальную основу реставрированной оперы. Взявшись за столь неимоверно сложный материал, Покровский своей режиссурой достиг пронзительного по красоте звучания, в котором старославянский язык понятен и близок нам, современникам, а капелла и хор заменяют оркестр, мифология становится реальностью, а реальность — сказочностью. Ведь сказка — всегда была и есть гимн Добра и Света.
Спектакль был возрождён в 1982 году Московским камерным музыкальным театром, а возобновлён в 2001 году накануне 30­летия театра и 90­летия Бориса Покровского. Театр с успехом показывал «Действо» в Великобритании, Германии, Италии и других странах. «Ростовское действо» и сейчас идёт с неизменным аншлагом и будет идти, потому в этом театре играют талантливые артисты, искренне любящие свой древнерусский спектакль. И зритель, которому посчастливилось побывать в эти морозные вечера на Никольской, надолго сохранит в душе тёплые чувства к великому Мастеру.
Действо продолжается.

Сергей ЛУКОНИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: