slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

ДАРЪ РѣЧИ

{jcomments off}
У Борхеса есть рассказ «Письмена Бога», повествующий о том, что Бог оставил людям послание, «предвидя, что в конце времён случится множество бед и несчастий. Он в первый же день творения начертал магическую формулу, способную отвратить все беды. Начертал её таким образом, чтобы она дошла до самых отдалённых поколений и чтобы никакая случайность не смогла её исказить». Для этого он зашифровал своё послание на шкуре тигра, в её полосах и разводах. Такой шкурой тигра для нас является Русский язык, а мы есть Витязь в тигровой шкуре. Смена тысячелетия качественно сказалась на восприятии времени, и в последние годы набирает размах осмысление и переосмысление того, что же написано на этой шкуре. Почти модной становится наука нейролингвистика, разбирающая среди прочего нейроконтейнеры слов, т.е. почему слово говорится именно так, а не иначе. Ответы приводят к законам физики, законам природы и приоткрывают древние законы Слова. В духе такого осмысления или же прочтения послания на тигровой шкуре предлагаем некоторые статьи из цикла.

1
Семисловие
Бог любит Троицу, а вот русский язык, если судить по частоте упоминания, отдаёт предпочтение семёрке. Но речь, как речка, она отражает окружающий мир, природу. И не за семью замками, не за семью печатями, что там цветов радуги 7, музыкальных ладов 7, нот 7. Не нужно семи пядей во лбу, чтобы помнить, что в русском языке падежей 7 (седьмой Звательный: «Не шуми, мати, зелёная дубрава», мам!, Отче наш, Боже; Вань, Мань, иди сюда!), в древней буквице букв семью 7, неделя звалась седмицей...
А семерым с ложкой по лавкам сказывают сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях», о «Белоснежке и семи гномах», про сапоги семимильные, цветик-семицветик, а заодно и про семь чудес света в древности, которые были, да сплыли. И не нужно никаких семи нянек, чтоб дитя не осталось без глазу, а достаточно одной сказительницы или бояна с густлями (густо льющими). Их даже кошка с её семью жизнями на окошке заслушается и про сметану забудет.
Сказок наслушавшись, семеро с ложками начнут щи хлебать, которые им родители1, работая до седьмого пота, приготовили. Наевшись, они пустятся в прятки играть, считалку прочитают: «На золотом крыльце сидели (1) царь, (2) царевич, (3) король, (4) королевич, (5) сапожник, (6) портной, (7) кто ты будешь такой?» Значит, седьмой – это ты, самый загадочный и избранный.
А наигравшись, наши семеро одного не ждут, 7 раз отмерят, один отрежут, хоть ты будь 7 пятниц на неделе. За послушание им всегда найдётся место на седьмом небе от счастья, а если паче чаяния кто-то окажется отступником, то кара ему обеспечена до седьмого колена.
Но что самое любопытное: отверстий/окон у нас в голове тоже 7: точка, точка, два крючочка, ноздри, ротик, (огуречик – вот и вышел человечек). У самого маломощного, как и у самого семижильного на теле 7 основных жизненных центров, называемых в Индии чакрами: сахасрара (темя), аджна (третий глаз), вишудха  (горло), анахата (хата сердца), манипура (солнечное сплетение – хара), свадхистана (предмежножие), муладхара (молот хары, родительные органы, копчик). Так что неслучайно библейской Саломее в танце приходится сбрасывать 7 покровов.
Не обидели семёрку и при атеистической власти, фильм сняли «7 невест ефрейтора Збруева», да и в текущем 2015/7523 году на афишах фильмы «Седьмой сын» и «7 невест для семи братьев». И, конечно же, каждый из братьев подумывал подарить своей избраннице 7 закатных роз, потому что ему виделась его будущая счастливая многодетная 7Я (три поколения предков+он сам + три поколения потомков или же: (1) прабабка/прадед, (2) бабка/дед, (3) мать/отец, (4) ты: сестра/брат, (5) твои дочь/сын, (6) внучка/внук, (7) правнучка/правнук), а на языке цветов семерка есть цифра любви. «Любовь, что движет солнце и светила», — изрёк Данте Алигьери, великий итальянский поэт и жрец Вечной Женственности. И действительно, не только по-русски неделя звалась седмицей, по-итальянски она по сей день так и зовётся: 7 маней (образов) – settimana (semana по-исп., semaine по-фр.), а образы эти – планеты:
Lunedi (понедельник) — день Луны в исп. Lunes;
Martedi (вторник) — день Марса Martes;
Mercoledi (среда) — день Меркурия Miercoles;
Giovedi (четверг) — день Юпитера, Перуна Jueves;
Venerdi (пятница) — день Венеры или, как пишет академик Б.А Рыбаков: «Пятница была днём Фрейи, Макоши». Viernes.
Правда, с субботой и воскресеньем романские языки подкачали, зато держат позицию англосаксы и немцы:
Saturday (суббота) — день Сатурна;
Sunday, Sonntag (воскресенье) — день Солнца (у немцев Солнце — женского рода; вот кого мы поминаем, божась «Ей Богу»); впрочем, и в итальянском, как и в др. романских языках, явно, звезда по имени Солнце доминирует над всеми светилами: domenica [доменика],  domingo [доминго], dimanche [диманш] – это воскресенье. Однако, пишет Б.А Рыбаков в «Язычестве Древней Руси»: «Неделя начиналась с воскресенья,  так как иначе среда не считалась бы средним днём семидневного отрезка времени. /…/ Воскресенье было, судя по всему, днём Дажьбога – Солнца».
Складывается космогония семёрки:
Каждому звуку свой цвет,
Каждому цвету – падеж,
Всяк падежу – свой день,
Дню же – своё светило,
Чтобы в ладу всё было.
Эту семицветную косу можно плести до бесконечности. Ноты, падежи, цвета радуги и остальное всегда идёт по строгому порядку. Вспомните: каждый охотник желает знать, где сидит фазан, – чтобы по первым буквам слов помнить порядок цветов радуги. Выстраивается такое соответствие:
Нота до – падеж именит.– цвет красный – день воскресенье (бывшая неделя) – точка на теле темя, планета Солнце.
И т.д. На седьмом месте будет:
си – звательный п., фиолетовый – понедельник – молот хары, родительные органы – Луна.
Контрапункт – две полярные планеты: Луна с той старинною да семиструнною, что по ночам так мучила меня, и Солнце – символ дня, света, жизни — оказываются рядом, замыкая круг. Тень-день. Инь-янь. Единство противоположностей.
Семёрка доброкачественна, конструктивна, созидательна, плодородна, она радужна, она приносит радость под звуки музыки. И совершенно естественно и органично, что один из самых гармоничных художников ХIХ века, на чьих полотнах ожили картины древнего мира, носил фамилию Генрих Семирадский. Своим мастерством он воскрешает в памяти семь жизней и неизменно дарует семь радостей знания. После развала СССР его извлекли из мрака забвения и на семи холмах Первопрестольной.
2
Семирѣчие, или
рѣчёт рѣка
«А как речь-то говорит,
Словно рѣченька журчит», —
сказал Наше всё2
о Царевне Лебедь.
А как рѣченька журчит? Размеренно, успокоительно, унося все печали, навевая благодать, предоставляя возможность предрѣкать, прорицать, изрѣкать. Прорѣкать – досл. говорить про-рѣку, значит, один глагол представляет собой целое идиоматическое выражение, фразеологизм, т.е. содержит в себе образную мудрость, что является уже арсеналом поэзии. Пророк потому и пророк, что он верно прорёк предстоящее. Пророки обладают сверхчувствительными, на уровне инстинкта способностями аналитизма. Мягкий рокот реки включает и настраивает сверхчувствительность, как настройщик пианино. Прорекать – предвидеть будущее, т.е. знать, что дальше будет по течению реки, в том числе Рѣки времён, которая в своём стремленье уносит все дела людей3. Чтобы знать будущее, надо иметь особый слух, улавливающий говорение рѣки. Размер ей, ритмомер: гекзаметр, ямб и пр. Впрочем, это относится и к прошлому, т.к. его, как и будущего, нет в данный момент.
Потом рѣка, как драгоценная живая вода в хрустальном флаконе, налита и сверкает в словах прорицать, прорицание – улавливаете её блеск, мерцание?
Предрѣкать, казалось бы, есть синоним прорѣкать, однако с тонким оттенком разницы.  Если прорѣкать – это предвидеть про рѣку жизни, то предрѣкать – и заранее знать про неё и произносить предрѣчения перед рѣкой, у рѣки, стоя на берегу, слушая её журчание и понимая, о чём оно плещет. Недаром есть выражение «плескать языком». Смысл его сегодня недоброжелательный, критичный. Но всегда ли так было? Вернёмся к этому, когда будем глядеть в воду – разбирать фразеологизмы о воде.
Пред рѣкой, на рѣке о чём спрашивали наши юные прабабушки? О суженом! В праздничный день пускали по реке венки со свечами, и от того, как они поплывут, догадывались, какая уготована им судьба, кого рѣка нарѣкла нарѣченным. То есть рѣка выбирала, определяла судьбу и не предрѣкала её, а только приоткрывала решения небес. А люди им не перѣчили – т.е. не шли поперёк рѣчки, её течению воп-рѣки, вспять рѣке. Союзы сердец заключаются на небесах, а вот сообщает об этом рѣка.
Изрѣчь – изрѣкать, предрѣчь – предрѣкать, обрѣчь-обрѣкать. Пророк прорёк про рѣкъ русла, что они могут вывести на чистую воду — надо только воду в ступе потолочь, и всё будет, как в воду глядела. Но самый безошибочный пророк и прорицатель – это Петушок. — Золотой гребешок, который перед рассветом трижды прорѣкает восход Солнца: «Кука4 Рѣку!!!» Нечистая сила теряет силу, власть её от горластого петушиного предречения пропадает. Именно поэтому в древности петушок считался священной птицей Солнца, а Пушкин посадил его, золотого, на шпиль предрѣкать, откуда ждать немира.
Но вопрѣки – это вопль рѣки или вопрос рѣки? В любом случае, означает действие насупротив воле, велению рѣки. Такова рѣчевая логика.
Зарѣкаться – за-рѣка-ть-ся, дословно: за рѣку отправлять себя, ходить за рѣку, а мы говорим в обратном смысле: не ходить за рѣку, т.е. зарѣкаться что-либо делать. Кто-то зарёкся пить, а кто-то лгать. Рѣка – это всегда Рубикон (Руби кон) — отрубленный кон, сожжённый мост, ходить за рѣку не так просто, её надо переплывать, а это может быть трудно, даже опасно, не всякому (кто не умеет плавать) доступно, потому и зарѣкаются что-либо делать, т.е. отказываются от чего-то трудного, опасного.
Кроме того, есть роковые рѣки: Лѣта – рѣка забвения, Эвноя – рѣка ясной немеркнущей памяти и Стикс – к ней все стекаются, хотя за неё спешить не надо, она рубит кон между двумя мирами — живых и мёртвых. У каждой свой смысл, своё предназначение.
Отрѣкаться – от-рѣка-ть-ся, от рѣки удалять себя, отталкиваться от её берегов, а удаление от рѣки – это беда целых народов, она источник жизни, чистоты, счастья, она создатель культур, ибо всегда великие города и цивилизации поднимались на великих рѣках (Семирѣчие, Нил, Волга, Ганг, Темза Альбиона, Тибр – экс Албула, Москва, Сура, Днепръ, Донецъ, Донъ, Тара...). Высыхание рѣкъ вызывало всплески переселений, рѣки диктовали судьбы народам, расхождение их по разным континентам, что вело к разветвлению праязыка и формированию его разнообразия, разноформия, разнорѣчия – на-рѣчий, но уже на других рѣках; та же участь постигала культуру. Не отрѣкаются, любя: не уходят от рѣки, ибо любят родную рѣчку-рѣчь – таково изначальное значение этой строки, которую мы ныне воспринимаем совсем в другом смысле.  
Из рѣки рѣчи можно извлечь в сетях золотую рыбку мудро-изящной словесности – изрѣчение. И слово изрѣкать тоже наполнено блеском чистейшей воды. В украинской мове речення (рэчэння) – это предложение, фраза. А в русском языке наречие – часть речи, объясняющая, как действуют: честно, подло, благородно; ладно за морем иль худо? Или наречие в морфологии потому так и называется, что рѣка была высшим судиёй поступков, понятий, явлений?
«Рѣчные» фамилии нам известны по положительным героям, по чеховской Нине Зарѣчной, по актёру Михаилу Порѣченкову. Журчит рѣка и в географических названиях: Волгорѣченск, Замоскворѣчье. А считается, тогда человек живёт в гармонии с миром, когда он может видеть огонь в очаге, облака в небе и слышать плеск воды в рѣке.
3
Мир спасёт мир уродина
Бо твоя врода,
То є чистая вода...
Песня «Червона рута»
В. Ивасюка.
Уродиться в мать или в отца, бабку или деда  всегда было мерой похвалы и высокой оценки. «И в кого ты такой уродился?» — вздыхаем мы, глядя на непослушное, непутёвое чадо. Но и «хорош ты» меняется с белого на чёрное в зависимости от интонации, с которой это произносится.
Уродиться – это пойти в свой род. А народ у нас видный, статный, породистый, оттого и «врода» — на украинской мове «красота», и на польском языке так же; вспомните прекрасный польский журнал моды «Uroda»... не для урода же элегантные платья и украшения на её страницах, а для вродливої дiвчiни. Впрочем, урод – создание заколдованное или, говоря сегодяшним языком, закодированное. По-немецки «деревня» — Dorf. В деревнях прежде жил весь родъ, деревня была оплотом и почвой рода. А прочитаем немецкую «деревню» с конца, палиндромно: Dorf – frod, фрод или согласно законам фонетики о чередовании глухих и звонких согласных (ф-в) «врод», врод – это урод (в-у): в белорусском Ў, частично аналогичная английской W. Могла ли концепция урода в деревне, в дорф быть отрицательной?! Исключено! «Вот моя деревня, вот мой дом родной», — хвалит каждый кулик своё болото. Деревня прекрасна! «Деревня моя Константиново» Есенина потому и близка всякому русскому, что у него пока есть своё Константиново хотя бы в предании.
Главного героя эпопеи сэра Джона Ронадьда Руэла Толкиена «Лордъ колец», которого боится сам властелин зла, зовут Фрод-о. Прочитайте наоборот, справа налево и получите немецкую «деревню» – оплот общинно-родового уклада, а на славянских языках, даже не заглядывая в зеркальное отражение, перед нами будет «красота». Потому что сражаться с универсальным злом может только тот, кто твердо стоит на земле, на устоях родового уклада, соблюдаюших все здоровые правила продолжения рода, правила, согласно которым человек рождается гармоничным, ладным, т.е. красивым.
Просматривается и второй слой в значении имени Фродо. Сэр Толкиен в юные годы жил в Стрэтфорде-на-Эйвоне (Stratford-upon-Avon). И  разве «Фродо» — не анаграмма второй части «Стрэт-форда»? Пусть это посыл на «форт» — крепость. Но крепость, сила – это одно из качеств и Фродо, закаляющегося, как сталь, в выпавших ему испытаниях. Название реки Эйвон, напоминает реку Эвною, которая вопрѣки рѣке Лете, хранит память абсолютно обо всём, происходившем во вселённой. Stratford-upon-Avon. Avon – это не только название фирмы косметики, продаваемой почтой и на дому, но и палиндром: Нова, т.е. в данном случае, ясная память Эвнои всегда нова, свежа.
Выходит, что в старину «в семье не без урода» означало «в семье не без красавца». Красавец был обязателен в семье. Остальные просто породистые. И там, где порода чиста, появление красавца/красавицы закономерно.  «Выродок» же и «у/врод» — являются антонимами. Выродок выходил за рамки генетически здорового рода, у/врод – входил, выродок – выходил, выпадал. Выродок не мог быть в начале рода, это его завершение, конец. И в современном значении в старину надо было говорить «в семье не без выродка». Слово «урод» в языке остаётся, но значение его вывернуто наизнанку. Лексически «урод» стал оборотнем «красавца», «доброго молодца».
А коль он – урод, то она — уродина. По-украински «родина» [родЫна] — это семья, по-русски – отечество. Слово многослойное «уродина» – включает смыслы: 1. Красивая девушка, женщина. 2. Хорошая удачная семья.
3. Прекрасная улюбленна (любимая, укр.) родина. Все три, один без другого не существующие, ибо красивая, уродливая девушка – вдохновляет на создание семьи, с ней семья крепкая, многодетная, она – хранительница очага, а с него начинается родина, земля, где живёт твой род, а умножить род на род получится народ.
«Урод»  – не единственный случай перевёртыша изначального смысла. А долго вы проходите вверх ногами? От такого затянувшегося хождения выпали бы глаза из глазниц, кровь хлынула б носом и наступила б смерть. То же самое происходит и при употреблении слова в противоположном, противном смысле. Красавица затравлена как безобразная, а безобразная вознесена в красавицы. Взгляните на фотомоделей, похожих на узниц концлагерей оттого, что они вынуждены морить себя голодом в угоду законодателям моды с модной ориентацией. Изголодавшихся барышень преподносят как образец красоты. А красивых женщин к подмосткам моды не подпускают, пока они не отощают, точно кильки. Красоте уже был вынесен приговор в прессе: предрассудок. Но верните слову «уродина» начальный смысл — и вернёте девицам кустодиевский румянец, полногрудие, крутобедрие — вернёте ценность тем качествам, которые обеспечивают здоровый род, почтение к роду, ибо изменится отношение к нему. Начните это с себя, со своей речи. Бриджит Бардо ведь настоящая уродина! И Людмила Чурсина или Ирина Алфёрова. О том, что и богиня Любви и Красоты Афродита легко слышится как Овродита, Оуродита, родовита – это отдельный разговор.

1 Родит-тело.
2 Определение Пушкина из уст Аполлона Григорьева.
3 Г.Р. Державин.
4 Не боясь греха, Кукушка не только хвалит Петуха, но и заодно с ним любит побаловаться арифметикой. Она считает, кому сколько лет на роду написано: ку-ку, а он – сколько раз закликать Солнце – кука (скока, сколько). В цирке дрессировщик попугая по кличке Профессор просит у публики назвать две цифры, потом повторяет их попугаю и тот произносит сумму слагаемых.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: