slovolink@yandex.ru

Что ропщет «Мыслящий тростник»? К итогам VII международного тютчевского конкурса

В музее-заповеднике Ф.И. Тютчева «Овстуг» 16–18 августа 2019 года прошёл VII международный литературный конкурс «Мыслящий тростник». Поэзия Тютчева сложными, глубинными путями вошла, входит и будет входить в плоть и кровь русской литературы, устремляя её ввысь, побуждая к проникновенному и целостному видению и воплощению человека и природы, России и мира.
Открывая церемонию награждения победителей конкурса, Оксана Шейкина (директор музея-заповедника) подчеркнула, что для Тютчева всё подлинное бытие России совершалось как бы на глубине, не доступной поверхностному взгляду. Истинный смысл этого бытия и его высшие ценности не могли — уже хотя бы из-за своего беспредельного духовного размаха – обрести предметное, очевидное для всех воплощение. Вот почему, — подчеркнула Оксана, — поэт был интересен вчера, вызывает неподдельный интерес сегодня и будет востребован завтра – его поэзия насквозь проникнута духом времени, истории, предчувствием грандиозных событий и переворотов.
Нынешний год собрал в Овстуге авторов опытных и только начинающих из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, пишущих на русском языке. Были поданы 243 работы из Болгарии, Армении, Беларуси, Украины, Казахстана, Грузии, Португалии, Израиля, ФРГ и США.
Каждое время по-своему возвращается к Тютчеву, заново «открывая» его тексты. В текстах современных поэтов интересно то, как неповторимое богатство, сложность, утончённость воспринимются сегодня, как они соотнесены с общим состоянием современного мира, с человеческой историей в целом.
Всей своей жизнью и поэзией Тютчев доказывал, что основное, важнейшее в человеке не стареет. Сияние, свет, которые исходят из его поэзии – его великое творческое достижение, поэтому так тянет в Овстуг людей самых разных возрастов, профессий, взглядов и наклонностей.
«Когда вокруг сгустится
волглый воздух,
И одолеют смуты и дела,
Давай с тобой уедем в Овстуг –
Тот самый, за которым
даль светла...»
Эти строки написаны почётным гостем праздника, главным редактором альманаха «День поэзии – XXI век» Андреем Шацковым и посвящены давнему другу Овстуга Дмитрию Мизгулину, президенту литературного фонда «Дорога жизни».
Почему так тянет столь разных людей в эти места? Может быть, они способны досказать здесь недосказанное поэтом о нём? Места эти исключительно многогранные: в них прошлое и настоящее, старое и молодое, живое и ушедшее, вечность и мгновение. Может быть, поэтому здесь по-особенному звучит поэтическое Слово.
В минуты сомнения, размышлений о сути творчества Тютчев написал: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовётся…». Литературный конкурс в Овстуге – свидетельство того, что пока человек слышит живое дыхание красоты Слова, природы, музыки, будет жить и память о высоком и вечном искусстве.
Программа итоговых мероприятий конкурса в музее Тютчева началась с презентации «пилотного» номера журнала «Невечерний свет» (Санкт-Петербург). Представил № 9 журнала, а по сути — первый обновлённый за 2019 год — главный редактор Владимир Хохлев. За вклад в развитие независимой журналистики в России журнал удостоен премии «Золотое слово», ежегодно вручаемой московской газетой «Слово» (главный редактор В. Линник). 1 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась первая церемония вручения знака отличия «Невечерний свет», учреждённого редакцией общественно-политического, литературно-художественного журнала. Эта общественная награда вручается поэтам, прозаикам, публицистам и журналистам, спонсорам и меценатам в сфере культуры и искусства. Это современная «молодая» награда и её обладателями в Овстуге стали председатель редакционного совета журнала Дмитрий Мизгулин, а также члены совета – Оксана Шейкина и главный редактор журнала «Роман газета» Юрий Козлов, прибывший на церемонию с супругой – известной поэтессой Татьяной Пискарёвой.
Фотовыставку по истории проведения конкурса представила гостям Марина Анашкевич. 17 августа участники и многочисленные гости ознакомились с экскурсией «Литературное окружение Тютчева».
Среди поклонников тютчевской лирики, помимо И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, были авторитетные критики, поэты, филологи и фольклористы, историки-слависты. Ф.М. Достоевский видел в Тютчеве «первого поэта-философа, которому равного не было, кроме А.С. Пушкина». В экспозиции музея-заповедника широко представлены величайшие русские и зарубежные художники слова, ценившие философскую поэзию Тютчева, полную глубины, подлинного чувства, истинного таланта.
Глубочайшее своеобразие творчества Тютчева, приводившее в изумление его почитателей, истолковывалось ими как нечто такое, что не имело корней в предшествующей ему поэзии.
Далее музей представил гостям очередную выставку из фондов Государственного музей Л.Н. Толстого «Лев Толстой в фотографиях современников». Выставка даёт возможность увидеть гения русской и мировой литературы на разных этапах его жизни и творчества. Это — уникальная фотолетопись, составленная из фондовых материалов ГМТ, где собраны около 12000 экземпляров.
Узнав о предсмертной болезни поэта, Толстой писал: «…Вы не поверите, как это меня трогает. Я встречался с ним раз 10 в жизни; но я его люблю и считаю одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут и поэтому всегда одиноки». Именно «Silentium» Тютчева с его призывом к самоуглублению, к уходу в свой внутренний мир так высоко ценил Лев Толстой: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения».
Собственно, об этом и пишут участники VII литературного конкурса в своих эссе и стихотворениях. О том, что для любой жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь.
«То вправо, то влево скрипели качели.
Мы с братом вдвоём
на скамейке сидели.
Сидели, смотрели в воскресную высь,
Где девочки, мальчики, папы и мамы,
И прочие люди за счастьем неслись.
А мы не неслись, мы сидели, молчали,
Смотрели и просто ногами качали.
И лето манило ванильною сластью,
И было нам счастье…
И было нам счастье!..»
Строки из стихотворения Алексея Гушана (Московская область), победителя конкурса. Он получил Гран-при конкурса — хрустальную статуэтку, изображающую главную геральдическую фигуру фамильного герба Ф.И. Тютчева с крылатым жезлом в короне. Изготовлен приз специально для конкурса мастерами-хрустальщиками из Брянского города Дятьково.
Остальные призовые места получили авторы из города Черноморец (Болгария), из Югры, Минска, Москвы, Енисейска (Красноярский край), Севастополя, Красноярска.
Литературная гостиная на «поэтическом» крыльце тютчевского дома предоставила слово всем, кто захотел поделиться своими впечатлениями, мыслями, почитать и послушать поэтическое Слово.
Зачем и почему пишутся стихи? Когда-то Тютчев, никогда не относившийся серьезно к собственным виршам, всё-таки написал:
Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась —
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас...
Не так много времени остаётся до того, как тютчевский конкурс отметит десятилетний юбилей. В планах музея — издание сборника с лучшими работами, с фотоснимками и комментариями. Этот культурно-просветительский проект наверняка найдёт немало талантливых молодых авторов, кому необходимы дружеская поддержка и участие.
В Овстуге помнят и чтут основателя музея-усадьбы Владимира Гамолина, поэта и подвижника. Он оставил в наследство ещё и напоминание об абсолютной истине; высшей жизненной правде, о сути нашей жизни.
«Мы все знаем, что живём не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы стараться с каждым днём и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя».
В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.
«...За барским домом,
здравницу Отчизне
Поёт петух, встречая новый день…
Здесь Тютчев жил,
и память этой жизни
Превозмогла веков минувших тлен!»
(А. Шацков).
Овстуг тютчевский, Овстуг поэтический – особое место своим очарованием облагораживает человека, делает его лучше, выше, значительный. А в человеке пробуждается дух творчества, и появляются стихотворения, эссе, рассказы, картины. Это – обоюдная взаимосвязь.
 

Нина ДЕБОЛЬСКАЯ.
Овстуг.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: