slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

ЧЕЛОВЕК ТВОРЯЩИЙ И ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

«Новая история искусства» — один из лучших книжных культурологических проектов издательства «Азбука». Выпуск более десятка томов, рассматривающих искусство как неотъемлемую часть истории человеческой цивилизации – от первобытного искусства до постмодернизма, – это титанический труд, к которому издатели «Азбуки» привлекли лучших историков искусства из Петербурга и Москвы.

Среди последних новинок серии — два тома, посвящённых искусству Древней Греции, и два тома, посвящённых искусству и архитектуре эпохи Возрождения. Автор первых двух книг — Людмила Акимова, доктор искусствоведения, работает в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. В первом томе «Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика» автор обращается к двум начальным эпохам развития искусства Древней Греции – геометрике и архаике (IX–VI вв. до н. э.), когда после «темных веков» в Элладе начала складываться новая художественная система. Произведения искусства обеих эпох анализируются в неразрывном единстве их формы и смысла, в контексте других духовных свершений раннегреческой культуры. Второй том «Искусство Древней Греции: Классика» посвящён эллинскому искусству эпохи классики (V—IV вв. до н.э.), от «Тираноубийц» Крития и Несиота до поздних греческих стел и танагрских статуэток. Анализируя художественный процесс: эволюцию стиля, структуру жанров, смысловую системы, поэтику и философию искусства, Людмила Акимова вводит нас в мир эллинской культуры, давшей бесценный опыт дальнейшим художественным эпохам и направлениям. Книга

петербургского историка искусства Владимира Лисовского «Архитектура эпохи Возрождения» впервыев отечественном искусствознании систематически представляет историю итальянской ренессансной архитектуры. Перед читателем открывается широчайшая панорама зодчества Италии XIV—XVI веков: даны описание и стилистический анализ сотен памятников, охарактеризованы их градостроительная роль и связь со знаменательными историческими событиями и личностями. Здесь рассматривается творчество великих мастеров — Брунеллески, Альберти, Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Виньолы, Палладио и других художников, чей вдохновенный труд способствовал созданию шедевров мирового значения. Другой известный петербургский историк искусства Александр Степанов в монографии«Искусство эпохи Возрождения: Италия. XVI век» предлагает новый взгляд на величайшие произведения корифеев Возрождения — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и других. В этой книге впервые освещена история восприятия творчества этих художников вплоть до XX столетия, благодаря чему Ренессанс предстает как вечно актуальная тема европейского самосознания. Как и предыдущие тома «Новой истории искусства», все книги богато иллюстрированы и содержат подробный справочный аппарат.

В другой великолепной искусствоведческой серии «Художник и знаток» — также интересное пополнение. Прежде всего это «Книга о художниках», написанная «северным Вазари», живописцем и литератором Карелом ван Мандером. Она  в течение вот уже четырех столетий является важнейшим источником для изучения истории искусства Нидерландов. В 1940 году «Книга о художниках» вышла в русском переводе В. М. Минорского. Однако за прошедшие с тех пор десятилетия это издание заметно устарело. Новое издание этого «литературного памятника» снабжено вступительной статьей, подробными комментариями к биографиям, уточнены имена художников и топонимы, их написание приведено в соответствие с принятыми в наши дни правилами и сложившейся традицией.

 

Книга «Прогулки по Флоренции» была написана в 1874 году Джоном Рёскиным в форме путеводителя. Однако её содержание выходит за рамки избранной автором формы. И это не случайно. Джон Рёскин — известный английский историк и теоретик искусства, прозаик, поэт, художник, литературный и художественный критик.

А потому помимо интересного исторического и искусствоведческого материала, касающегося знаменитых архитектурных памятников, читатель найдет здесь глубокие, но в то же время представленные в легкой, доступной манере рассуждения, касающиеся этических, нравственных и социальных проблем эпохи Возрождения.

Книга известного итальянского искусствоведа Лионелло Вентури «От Мане до Лотрека» впервые вышла в свет на русском языке в 1958 году. Она уже давно стала раритетной, но по-прежнему сохраняет свою актуальность. Как и фундаментальные исследования Джона Рёвалда, эта книга посвящена французским художникам второй половины ХIХ — начала ХХ века, ярким представителям эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. Это серия эссе, написанных легким, доступным языком, что делает книги Вентури доступными широкому читателю.

После блестящего успеха вышедшей в 1919 году «Осени Средневековья» Йохан Хёйзинга, выдающийся нидерландский историк и культуролог, основоположник игровой концепции культуры, пишет еще одну книгу, завоевавшую признание во всем мире, — «Homo ludens» («Человек играющий»). Давно уже ставшее классическим, это фундаментальное исследование посвящено всеобъемлющему анализу феномена игры и его значения в человеческой цивилизации. В этом же ряду стоит книга Беатрис Отто «Дураки. Те, кого слушают короли». Это поистине энциклопедическое издание посвящено феномену придворного шутовства. Беатрис Отто рассказывает о том, что придворных шутов во все времена держали не только в Европе, но и во всем мире. И даже дурачились в разных странах шуты одинаково. Читатель путешествует по королевским и императорским дворам Индии, Китая, Европы и встречается со знаменитыми шутами, многие из которых хотя и прикидывались дураками, но были на самом деле куда умнее своих правителей. Страницы этой книги пестрят историями и анекдотами о Ходже Насреддине, Уленшпигеле, Шико, Трибуле, китайских и многих других шутах, чьи имена у всех на слуху и по сей день.

Вот такие замечательные новинки получили мы от петербургского издательства «Азбука».

 

Криминальное чтиво

Издательство «АКПРЕСС» продолжает издавать качественные отечественные детективы в серии «Русская волна». О качестве выпускаемой прозы свидетельствует в первую очередь авторский состав. Среди последних новинок серии— роман Сергея Голованова «По умолчанию уничтожить», сюжет которого выстроен на остросоциальной теме «квартирного вопроса» в Москве. В своё время в прессе писали о том, что в столице действует преступная группировка, специализирующаяся на убийствах одиноких стариков с целью завладения их квартирами. Сергей Голованов облёк реальные факты в форму остросюжетного триллера. А вот Михаил Попов, напротив, переносит действие своего романа «Вавилонская машина» на борт орбитального публичного дома. Очередная блестящая мистификация в духе «Космической одиссеи». Дебютный роман Вячеслава Додонова «Память колокольчика» тоже можно отнести к фантастическому детективу. Смешение жанров для автора — лишь приём, необходимый для того, чтобы провести читателя по лабиринтам довольно узнаваемого мира, хотя действие романа происходит аж в XXII веке.

В издательстве «Эксмо» появилось несколько новых детективных серий. Прежде всего хочу представить серию «Артефакт- детектив», в которой вышли пять книг Натальи Солнцевой.

«Дракон всегда стремится к власти над миром. Воплощающий ужас, он одновременно и носитель бессмертия. Он то свиреп, то спокоен, но всегда, в любых ипостасях неподвластен человеку. Дракон – это вызов непознанного, брошенный людям...»

Сыщик Всеслав, к которому обратилась клиентка Анжелика Ермолаева, воспринимает китайские легенды о Драконе как причуду молодой женщины.Дракон якобы совсем рядом, буквально дышит в спину и хочет убить ее… Всеслав, конечно, не поверил этим выдумкам и стал искать, кому выгодно запугать его клиентку. Так и не найдя реалистичного объяснения, Всеслав вместе со своей помощницей Евой начинает изучать древние китайские легенды о Драконе. И узнает, что его сила и мощь заключены в древнем артефакте – черной жемчужине. И, похоже, тот, кто наряжается Драконом, охотится именно за ней…

Как и «Черная жемчужина императора»,остальные романы Натальи Солнцевой и других авторов серии «Артефакт» — это не только головокружительная интрига, но и захватывающий исторический антураж. И, как вы догадались, главным персонажем неизменно становится предмет искусства – артефакт. Будем и дальше следить за книгами этой любопытной серии.

Кроме «Артефакт-детектива», в «Эксмо» появились «Адвокатский детектив» и «Адвокатский роман». В первой серии представлен роман Натальи Бороховой «Адвокат черной королевы». Во второй — книга Павла Астахова «Мэр». Уже первый его роман «Рейдер» оказался в эпицентре скандала, когда некоторые наши прокурорские чины «усмотрели» в героях литературного произведения, почему-то похожих реальных прототипов. Но и Павел Астахов не лыком шит, зря, что ли, он адвокат, каких поискать. Да и литератором оказался весьма способным. Книги Астахова отличают динамизм и лихо закрученная интрига. А сюжеты?.. Их в нашей жизни не счесть. Не зря же в России говорят: от тюрьмы да от сумы не зарекайся.

Книги Елены Михалковой выходят в новой авторской серии, которая называется «Детектив-событие». Появление такого автора – действительно событие в мире отечественного детектива. На грани триллера и психологической прозы под пером Елены Михалковой рождается новый облик жанра. Первой книгой серии стал роман «Знак истинного пути».

В этом романе несколько историй близких друг другу людей переплетаются столь причудливо, что невозможно определить, кто из персонажей в чем виновен. Почти по Уилки Коллинзу. Всё станет ясно только в самом конце, а по мере развития сюжета читателю предстоит узнать историю каждого героя. «В моей книге, как и в нашей обычной жизни, достаточно услышать рассказ об одном событии трех человек, и ты поймёшь, что слушаешь рассказы о трёх разных событиях», – говорит Елена Михалкова.

В шпионском романе Чингиза Абдуллаева «Шпионы, не вернувшиеся с холода» есть и перекличка со знаменитой книгой Джона Ле Карре и с нашумевшей историей таинственного отравления перебежчика Литвиненко. Однако искать аналогий не стоит. Новый роман Абдуллаева о поисках «крота» в тайной организации ветеранов-разведчиков «Щит и меч» — всего лишь очередной сюжетный ход известного автора детективной прозы, так что все «совпадения случайны».

Что же касается книги Вагида Мамедли «Время бронзового бога», носящей интригующий подзаголовок «Первый бескровный боевик», то здесь описания тайных спецопераций на Ближнем Востоке и в некоторых офисах Москвы имеют абсолютно реальную подоплёку. И воображения автора здесь ровно столько, сколько позволяет специфика работы спецслужб. Интересы нефтяных магнатов и воротил шоу-бизнеса, большая политика и обычные человеческие страсти – всё переплелось в дебютном романе нового автора московского издательства «Грифон».

Виктор ПРИТУЛА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: