slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Бейрут мировая столица книги

  Мой последний визит в Ливан совпал с объявлением о назначении Саада аль-Харири на пост премьер-министра страны. В этом назначении нет ничего удивительного: сын погибшего от рук террористов харизматического Рафика аль-Харири, занимавшего много лет пост главы ливанского правительства, уже успел в свои неполные сорок лет проявить себя способным политиком, умеющим строить отношения с многочисленными политическими партиями многоконфессионального Ливана.

. Его назначение признали лидеры «Хизбаллы», выступавшие ранее с критикой Саада аль-Харири и его соратников. Такой жест со стороны «Хизбаллы» был воспринят в Ливане с чувством облегчения и надежды: страна, пережившая два года назад израильскую агрессию, раздираемая внутриполитическими противоречиями, усугубляемыми вмешательством извне, наконец-то обретёт стабильность и спокойствие.
 
  Самолёт Аэрофлота прилетает в международный аэропорт Бейрута, носящий имя Рафика аль-Харири, ровно в полночь. Все места в самолете заняты: рядом со мной сидела молодая пара, решившая провести медовый месяц в Бейруте, группа подростков летела знакомиться на месте с богатой историей Ливана; было много ливанцев, которые получили высшее образование в СССР и в России и продолжали поддерживать отношения со своей альма-матер. Вместе с нашим самолётом в аэропорту Бейрута приземлился самолёт из Саудовской Аравии, и группа женщин в чёрных одеяниях, с закрытыми лицами, окружённые выводком детей разного возраста чинно шествовали по зелёному коридору на выход.
  — В этом году мы ожидаем два миллиона туристов, в основном из Саудовской Аравии, Кувейта и арабских стран Персидского залива, — говорит мой друг д-р Имад. — С одной стороны, это хорошо — гостиницы забиты под завязку, столик в хороших ресторанах нужно заказывать заранее, в магазинах много покупателей. Но есть и обратная сторона. Саудовцы и кувейтцы приезжают с большими деньгами, и цены на все товары и продукты питания взлетели почти в два раза. Более того, саудовцы и кувейтцы покупают дома, квартиры, землю, находя лазейки в нашем законодательстве. Пять лет назад один кв.метр в жилом доме высшей категории стоил 1200 долл.США, а сегодня уже 4000 и даже 6000 долл.
  В беседе со своим ливанским другом я сочувственно киваю, думая о том, что в Москве без саудовцев и кувейтцев в обычных домах без подъездов, отделанных мрамором, квадратный метр тоже стоит почти 6 тыс. долл. США. Но мой друг прав: саудовцы и кувейтцы облюбовали для летнего отдыха Ливан, страну с мягким средиземноморским климатом и уникальной, отлаженной финансовой системой.
  Наплыв арабского капитала в Ливан вполне очевиден. Лучший отель в Бейруте «Мовинпик» принадлежит саудовскому принцу, правда, наполовину ливанцу по матери, Валиду бен Таллалу. Французский супермаркет «Монопри» перекуплен кувейтским бизнесменом. Рядом с ним в бейрутском районе Мар Ильяс Бтина построен супермаркет «Спинейс», принадлежащий саудовцам. Горный район Алей по дороге в Дамаск летом превращается в саудовско-кувейтский анклав: большинство квартир и вилл куплены саудовцами и кувейтцами. Точечная застройка в Бейруте ведётся очень активно, причём строительство многоквартирных домов с трёхэтажными подземными гаражами и роскошными, отделанными цветным мрамором подъездами финансируется саудовцами и кувейтцами.
  — А как же мировой финансовый кризис? – спрашиваю я своих друзей. – А у нас, в Ливане, кризиса нет. И на удивление мне они рассказывают, что ливанское законодательство запрещает ливанским фирмам, организациям и тем более государству вкладывать средства в ценные бумаги иностранных государств. Поэтому никакие финансовые потрясения не отражаются на Ливане, его отлаженной финансовой системе и экономике. Доказательством тому может служить хотя бы тот факт, что один доллар США вот уже пятнадцать лет в Бейруте стоит 1500 ливанских лир.
  Цель моей поездки в Ливан – договориться об участии России в мероприятиях, связанных с решением ЮНЕСКО, объявившей Бейрут мировой столицей книги. Раньше такой столицей был Амстердам, а сейчас до 23 апреля 2010 г. будет Бейрут. Италия, Испания, Франция, Греция и другие, в основном средиземноморские страны, принимают активное участие в организации выставок своих книг, лекций, семинарах и «круглых столах», посвящённых книгам о Ливане и его месте в мировой цивилизации, вручении различных поощрительных премий писателям и поэтам. В самой ливанской столице в университетах и школах проходят выступления поэтов и литераторов, читаются лекции. Активность ливанского Министерства культуры и его специального комитета, возглавляемого милой женщиной Лейлой Баракят, настолько велика, что для России нашлось место только в феврале 2010 г. – всё остальное время расписано по дням.
  В ходе короткой, но продуктивной беседы договариваемся, что в Российском культурном центре в Бейруте в середине февраля 2010 г. будет устроена выставка изданных в России художественных и научных книг и крупноформатных цветных фотографий «Ливан глазами россиян». На эту выставку, которую откроют, скорее всего, министр культуры и посол России в Ливане, приедет делегация в составе трёх человек. Ливанская сторона берёт на себя размещение делегации и организацию двух встреч с ливанской общественностью – либо в одном из университетов, либо в Союзе писателей и журналистов. В остальном делегация и её члены вместе или по отдельности могут принимать участие в любых мероприятиях, которые устроит Посольство России в Бейруте.
  В ходе беседы без труда был согласован состав делегации. Её возглавит Валерий Поволяев, заслуженный деятель культуры России, автор более 80 книг и сценариев, руководитель пресс-клуба Центрального дома работников искусств в Москве и член Общественного совета газеты «Слово». Его хорошо знают в Ливане, и он хорошо знает эту страну: одна из его восьмидесяти книг посвящена семнадцатилетней гражданской войне в Ливане, о которой все ливанцы вспоминают с содроганием. Он также автор и серии пронзительных статей о русских эмигрантах первой волны, осевших в Бейруте. В состав делегации включен также известный востоковед и арабист Дмитрий Микульский. Он нашёл в себе смелость заняться средневековой арабской литературой и значительно в этом преуспел, защитив докторскую диссертацию и став профессором Института практического востоковедения. Третьим членом предложено быть мне, видимо, с учетом того, что мне довелось поработать послом России в Бейруте, написать несколько книг об этой стране и возглавлять Общество дружбы, делового и культурного сотрудничества с Ливаном.
  У меня состоялась встреча с тремя ливанцами: д-ром М.Шайту, А.Хамура и И.Кфури. Они выпускники наших вузов и с целью активизации связей с Россией создали фирму «Тройка», занимающуюся информационными технологиями, рекламой и посредническими услугами.
  У «Тройки» много амбициозных планов: создать русскую школу и издавать газету на русском языке – в Ливане более 10 тыс. выпускников наших вузов, из них половина женаты на русских женщинах, а в этих смешанных семьях — по два-три ребенка. Есть идея создать учебный центр для подготовки лидеров XXI века, проводить семинары и конференции по политическим проблемам современного мира и международному праву и рассматривать этот Центр как наследника знаменитой юридической школы в Берите – так назывался Бейрут в первые века нашей эры, где учились четыре римских императора, а её профессора приняли участие в составление Кодекса византийского императора Юстиниана, положенного в основу светского законодательства стран современной Европы.
  Перед отъездом в аэропорт по приглашению «Тройки» я оказался во Дворце ЮНЕСКО на концерте Зияда Рахбани, сына знаменитой ливанской певицы Фейруз и Асы Рахбани, одного из членов многочисленной и талантливой семьи ливанских музыкантов. Зияда считают реформатором в музыке, поскольку он модернизирует традиционную арабскую музыку и использует современные музыкальные инструменты. Набитый до отказа в основном молодёжью зал ревел от восторга, узнавая знакомые мелодии в современном исполнении, перемежающиеся остроумными шутками и историями.
  Я покидал Бейрут, когда правительство Саада аль-Харири ещё не было сформировано. Шли активные консультации между основными политическими партиями, и в итоге, после завершения периода летних отпусков, как убеждено большинство ливанцев, правительство будет сформировано. Народ Ливана, настрадавшийся от израильской агрессии и внутренней нестабильности, заслужил спокойную жизнь и процветание, которые обещает молодой и амбициозный премьер-министр Саад аль-Харири.

Профессор Олег ПЕРЕСЫПКИН

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: