slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник… О жизни и «житиях» новомучеников

Православные архипастыри и клирики в лагерной командировке в Филимоново. 1920-е гг. Седьмой слева во втором ряду — архиепископ Иларион (Троицкий) и восьмой — епископ Игнатий (Садковский).В последние годы ежедневно прочитываю помещенные в православном календаре жития новомучеников Русской православной церкви. К большому сожалению, в них очень много брака, как исторического, так и разного прочего. Впечатление такое, что эту важнейшую работу поручили исполнять юношам, совершенно незнакомым с реалиями истории, политологии, культуры и даже терминологии ХХ века, т.е. людям, которые, как нынче говорят, «не в теме».
Самый простой пример. 8 октября (н.с.) в числе новомучеников помещено имя протоиерея Николая Розова из Ярославля. Вот что, в частности, говорится в житии: «В следующем году (1923) стал личным секретарем митрополита Иосифа (Петровых). В 1930 году он был арестован».
Сразу нестыковка: митрополит Иосиф (Петровых), возглавлявший т.н. иосифлянский раскол, умер в казахстанской ссылке на мирской работе, так и не присоединившись к Церкви через покаяние. В тексте нет даже упоминания о покаянии и протоиерея Николая. Уже одно это ставит о. Николая за рамки списка святых новомучеников. Далее.
«Приговорили его к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Концлагерь (???), в котором отец Николай отбывал наказание, именовался совхозом (!) «Гигант». Автор попросту демонстрирует полное отсутствие представления о том, что такое исправительно-трудовой лагерь, чем отличается он от фашистского концлагеря, что такое совхоз. Обратимся снова к тексту «жития». «Сначала он был направлен на чёрные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. (Это в «концлагере»!) Работал он старательно, поэтому его освободили досрочно».
Умер он, согласно тексту, от нескольких заболеваний, находясь на иждивении брата-священника 8 октября 1941 года. Вечная ему память, но при чем здесь мученичество ради Христа? В таких случаях вспоминается, что ещё в 2013 году Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что далеко не каждый человек, отбывший наказание в советские годы, может быть канонизирован как святой. А святитель Иоанн Златоуст утверждал, что скончавшийся в расколе, даже если тело свое отдаст на сожжение, не спасается.
Слово «концлагерь» встречается в очень многих житиях. В документах этот термин употребляется во времена господства троцкистов. Это говорит об отсутствии знаний у самих преподавателей семинарий или об их тенденциозном антисоветизме. Обратимся к еще одному «концлагерному» житию. Хороший батюшка о. Петр Чельцов (12 сентября). В житии читаем: «19 июня 1927 года вновь арестован… и был приговорен к 3 годам концлагеря, которые он провел в Соловецком лагере особого назначения...».
Из текста жития мы узнаем, что в «концлагере» батюшка 1) окончил фельдшерские курсы и работал фельдшером; 2) матушка Мария регулярно присылала ему посылки и сама приезжала к нему; 3) в 1929 году он был досрочно освобожден (из «концлагеря»!) Это Освенцим?
Подобные тексты больше похожи не на жития святых, а на заказные политические газетные статейки. Если бы автор хотя немного погрузился в тему, он бы узнал, что для политических и духовенства в те годы Соловки являлись ссылкой со свободным перемещением по острову. Большинство духовенства стараниями прежде всего архиепископа Илариона (Троицкого) занимали различные хозяйственные должности, кроме самого Владыки Илариона, выбравшего для себя трудную и опасную работу бригадира рыболовецкой бригады. Он писал, что Соловки – «замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия», чего так не хватало дореволюционному духовенству, особенно же епископату.
Для уголовников — «шпаны» — Соловки действительно были ИТЛ — лагерем. Но и там существовал юмористический театр «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты). А ссыльные устроили настоящий театр на 1500 мест, где ставили классику. В нём играли бывшие придворные рядом со шпаной и даже с представителями администрации. Ссыльные издавали газеты, журнал, альманах, поначалу распространявшийся даже на материке, там была обширная библиотека. Закрыл СЛОН по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Л.П. Берия, и там в преддверии войны была создана школа юнг для Северного флота.
Часто употребляется слово «большевики» в исключительно негативном смысле. Настоящих большевиков в партии было очень мало, большинство примазалось к ней, когда она стала правящей. (Подобие – нынешняя «Единая Россия».) Вышедшие после свержения царя из тюрем убийцы и грабители, бомбометатели, фальшивомонетчики, жители местечек и прочая братия быстро переоделись в солдатские шинели, бушлаты, кожанки, просочились на должности, особенно в силовых структурах, протащили друг друга в партию и начали устраивать жизнь по своим понятиям. Именно они, чувствуя, что с принятием Конституции 1936 года, давшей всем равные избирательные права, почва уходит из-под ног, начали мятеж 1937 года, истребляя всё русское и православное. Тогда они нанесли большой урон стране, но потерпели поражение, их остатки таились, как бацилла, до 1953 года. Именно такие бандиты растерзали митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве в 1918 году. Они хотели от него денег. Действовали они по наводке лжебратии Лавры. И никто из монахов не заступился, никто не сообщил единственному большевику Муравьеву, который на всякий случай провёл прямой телефон в покои Владыки. Большинство в партии большевики получили только во время войны, когда все примазавшиеся к их партии окопались на «ташкентском и новосибирском фронтах». Вспомним, как вступал в партию капитан Титаренко из фильма «В бой идут одни старики». Такие большевики собрали по кусочкам рассыпавшуюся после свержения государя Российскую империю, сохранили наше культурное наследие: литературу, искусство, музеи и пр. Они же привели наши народы в Великой Победе.
Главное, чего нет в подобных «житийных» текстах, — это покаяния вавилонских отроков, рожденных уже в плену, но исповедавших себя соучастниками в грехах отцов. За это покаяние и стала для них прохладной Вавилонская пещь. Вместо покаяния мы видим ропот и осуждение жизни предков, сохранивших в великих искушениях нашу страну. «Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, … дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23, 29–30). Не оказываемся ли мы без покаяния в рядах тех, кого обличает Христос?
Чтобы создать церковное песнопение, канон, икону, нужна Благодать. Без поста, молитвы и труда по скрупулезному изучению материала её не добыть. Как постятся, молятся и трудятся настоящие иконописцы! Чтобы написать житие святого, самому необходимо стремиться к святости, как это делали древние отцы или святитель Димитрий Ростовский. А иначе получается, что святой человек и его «житие» — это разные вещи. Нельзя к правде примешивать ложь. «Единожды солгав, кто тебе поверит?»

Владимир ШКЛЯЕВ, Миссионерский отдел Ижевской епархии, член Союза писателей России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: