slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

АВТОРА НАЙДЁШЬ САМ

Заметки о 9-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictionЗаметки о 9-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction

Центральный дом художника на Крымском валу — не самое удачное место для проведения представительных книжных смотров, каковым в последнее время стала уже девятая по счёту Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.

. Проходит эта выставка в наше слякотное предзимье, а потому начинается с вешалки. И вот здесь спешащий на встречу с любимой книгой, а если повезёт, то и с любимым автором, читатель вынужден стоять в долгой и бенадёжной очереди. Номерков-то нет.

Но вот предолён и этот рубеж, и эскалатор возносит книголюбов на второй этаж, где и развернута основная экспозиция non/fiction № 9. Разобраться в лабиринтах выставки непросто, тем более что какой-то логики в размещении издательских стендов я не обнаружил.

 

Зато обнаружил блистательное отсутствие крупнейшего россий-ского издательства «Эксмо», в котором выпускают немало книг познавательного, биографического, политического и документального жанров. Также отсутствовала на выставке издательская группа «ОЛМА-ПРЕСС», а третий издательский гигант «АСТ» участвовал только ради продажи своих книг, львиную долю среди которых составляло криминальное чтиво.

Впрочем, отсутствие «грандов книжного рынка» с лихвой восполнялось присутствием лучших российских издательств не только из Москвы и Петербурга, но и провинциальных, таких,  как «Издатель Сапронов» из Иркутска.

Всегда многолюдно было на стендах «Молодой гвардии», отметившей недавно 85-летний юбилей, петербургских издательств «Азбука» и «Амфора».

Если издательская группа «Азбука» вот уже несколько лет является постоянным экспонентом non/fiction, то издательский дом «Амфора», издающий более половины книжных новинок именно этого формата, впервые принял участие в выставке. Однако появление «Амфоры» сопровождалось организацией дискусионных встреч с известными писателями, политологами, кинематографистами и музыкантами. Они представляли свои новинки и активно общались с читателями.

Среди новинок «Амфоры» хотел бы отметить два тома (всего их будет три) справочно-биографического издания «Серебряный век» (составители Павел Фокин и Светлана Князева), а также две книги из другого проекта Павла Фокина «Без глянца» — «Ахматова» и «Достоевский», в которых собраны свидетельства современников об этих знаменитых литературных персонах. Особый интерес читателей вызвала книга кинорежиссёра Игоря Масленникова «Бейкер-стрит на Петроградской», в которой автор открывает массу интересных подробностей о создании знаменитого цикла русской «холмсианы».

«Азбука» также представила несколько громких новинок, среди которых культурологическое исследование итальянской журналистки Ренаты Молхо «Быть Армани», сборник интервью известного музыканта Тома Уэйтса из серии «Арт-хаус», один из ранних романов Милана Кундеры «Жизнь не здесь» и бестселлер Лесли Форбс «Рыба, кровь, кости». В рамках выставки состоялась презентация серии «Арт-хаус», о книгах которой я рассказывал в своих обзорах. Московское издательство «Центрполиграф», ранее не принимавшее участие в non/fiction, представило на выставке международный бестселлер Юн Чжан и Джона Холлидея «Неизвестный Мао». Авторы утверждают, что их книга, а это толстенный том, — не научное исследование, а скорее острый политический детектив. «Мы просто рассказываем историю жизни Мао Цзэдуна — как он жил все свои долгие 82 года. Пытаемся драматизировать его жизнь, показать ее в развитии. Мы не навязываем никаких выводов и надеемся, что читатель придет к ним сам», — отмечает Юн Чжан. «Я родилась и выросла в Китае при Мао Цзэдуне и уехала оттуда, когда мне было 26 лет, в 1978 году. Мне хотелось выяснить, что собой на самом деле представляет Мао, почему его приравнивают к Богу, почему нужно было клясться Мао в верности. Мне захотелось написать о нем». По словам Юн Чжан, первоначально книга была в пять раз толще, и самой сложной задачей было сокращение текста. После долгих усилий получилась книга, насчитывающая в русском переводе 845 страниц. В книгу вошло около 400 интервью с гражданами КНР и представителями почти 40 государств мира. Авторам удалось собрать интереснейшие свидетельства людей, лично знавших Мао, среди которых — его родственники, старинные друзья и коллеги периода 1910—1920-х годов, подруги, секретари, телохранители и врачи.

Показательно, что одновременно с этим переводным трудом в России вышло и еще одно жизнеописание великого кормчего — биографическая книга российского историка Александра Панцова «Мао Цзэдун», опубликованная в серии «ЖЗЛ» и также представленная на выставке. Но безусловными лидерами продаж на стенде «Молодой Гвардии» стали биографические книги Алексея Варламова – «Алексей Толстой» и «Григорий Распутин». И дело тут не только в том, что Варламов получил вторую премию «Большой книги». Просто каждая книга этого самобытного автора становится событием. Так было с биографией Михаила Пришвина и с жизнеописанием Александра Грина. Сейчас Алексей Варламов завершает работу над книгой «Михаил Булгаков», которая наверняка станет главным литературным событием 2008 года.

Мемуарная и историческая литература занимали особое место на выставке. Собственно говоря, они и есть «соль non/fiction». В разговорах с издателями, чутко реагирующими на читательские запросы, отчетливо прослеживается новая тенденция – «литература факта» начинает возвращать свои позиции.

Обращает на себя внимание историческая монография Николая Ивановича  Ульянова «Происхождение украинского сепаратизма», изданная московским издательством «Грифон». Это единственный научный труд во всей мировой историографии, специально посвященный данной проблеме. Созданный почти 30 лет назад, он представляет для нас интерес прежде всего тем, что не связан с сегодняшними политическими событиями, точнее, не ими порожден, но тем не менее потрясающе современен. Но стоит ли удивляться, что он появился в эмиграции: в нашей стране столь «несвоевременные» мысли просто не могли зародиться. Автор книги — русский эмигрант, историк, профессор Йельского университета (США). Тему русско-украинских отношений Ульянов трактует, не только не обходя острых углов, но более всего на них сосредоточиваясь. Не менее интересна «Народная история США» известного американского историка Говарда Зинна (Издательство «Весь мир»). Опубликованная в 1980 году, эта книга впервые переведена на русский язык, и, безусловно, стала бестселлером выставки. Ведь подлинными героями американской истории оказались миллионы простых американцев. Такие вот «старые новые» книги обнаружил я, блуждая по стендам «нон-фикшн».

Читатель всё чаще ищет книги не для ухода от действительности, а для осмысления того времени, которое было прожито страной и народом.

К таким книгам можно отнести воспоминания Игоря Кваши «Точка возврата» («Новое литературное обозрение») и жёсткое документальное исследование Виктора Маларека «Продаются NATASHI» (издательство «КоЛибри»), рассматривающее позорный феномен глобальной торговли сексом, в которую вовлечены преступные сообщества на постсоветском пространстве. Читателя уже не устраивают гламурные иллюзии скучающих светских львиц Рублёвки. Как говорится, наелись Робски до отвала.

Зато Казановы никогда много не бывает. Очередное жизнеописание этого знаменитого любовника, а по совместительству дипломата, игрока и авантюриста, созданное Филиппом Соллерсом, вышло в уже упоминаемом мною издательстве «КоЛибри». К сожалению, случается так, что миф о человеке порою выводит за скобки самого человека. Такое случилось и с Казановой. Образ мирового обльстителя затмил историческую фигуру  блестящего мемуариста, переводчика Гомера, собеседника Вольтера и Екатерины II. Показывая захватывающую, полную невероятных перипетий жизнь, автор книги «Казанова великолепный»  возвращает своему герою его истинный масштаб: этот внешне легкомысленный персонаж, который и по сей день раздражает ревнителей официальной морали, был, оказывается, одной из ключевых фигур своего времени.

2007 год объявлен в Москве Годом ребенка. В этом году главная тема выставки – детская литература. Издательство «Махаон», входящее в группу «Аттикус», порадовало удивительно светлой и доброй книгой Стиана Холе «Лето Гармана». Не случайно эта прекрасная книга для детей была удостоена «Гран при» болонской детской книжной ярмарки. Немало детских книг представлено было на стенде «Азбуки». А вот издательство «Детская литература» выглядело более чем бледно.

Среди других новинок non/fiction № 9 моё внимание привлекли две книги, выпущенные небольшим интеллектуальным издательством «Фантом-пресс». Это литературные дебюты. Роман польского прозаика Марека Соболя «Мойры» — история трёх женщин, судьбы которых невероятным образом пересекаются во времени и пространстве. Трагическое и комическое соседствуют с высоким и низменным. Но такого трагического накала, как в дебютном романе афганца Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром», давно не доводилось встречать в современной литературе. Трагедия Афганистана в преломлении главного героя, он же рассказчик, — всего лишь фон, на котором разворачивается драма двух людей, разделённых не столько политическими катаклизмами, сколько предательством главного героя Амира, которое он не может себе простить. Эта книга, переведённая в 40 странах,— настоящее открытие non/fiction № 9.

Виктор ПРИТУЛА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: