slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Арт-метаморфозы

Как-то мне довелось беседовать с руководителем радиостанции «Град Петров», протоиереем Александром Степановым. Мы разговорились о роли творчества в жизни человека. Рассуждали о художниках, поэтах… Говорили о том, что падать человеку всегда проще, чем подниматься — не только физически, но и нравственно, духовно, художественно. Пришли к общему пониманию цели творческого осмысления жизни — не только в наше время, во все времена — созидать новое, этим новым воспитывать человека, раздвигать горизонты его сознания, утверждать высокие идеалы…
Когда же недавно я разговаривал с выпускниками Театральной академии о современном творчестве и способах выражения идей, немного оторопел.
Спрашиваю: вам рассказывали о цели творчества? Что вы, как художники, должны знать? Что играть, как играть, зачем играть?
Кивают: знаем!
Я продолжаю: чтобы «чувства добрые лирой пробуждать»?
Возражают: ну, это уже старо, сейчас в цене реальность. Смеются: сейчас модно выскакивать на сцену голым, мочиться в зал, предъявлять зрителям экскременты!
Я вставляю: проявлять агрессивность, сексуальность — другие свойства, связывающие нас с животным миром!
Соглашаются: Да. Точно. Потому что это шокирует, эпатирует, привлекает внимание, делает известным… Без славы денег не заработать.
Задаю ключевой вопрос: творчество вам представили как средство зарабатывания! И только?
Удивляются вопросу: ну, да…
Если в творческом вузе учат только этому тогда действительно, о настоящих целях художественной деятельности выпускникам знать не обязательно — можно умереть с голоду.
Аристотель определял искусство как «творческую привычку, следующую истинному разуму». Какой разум истинный? Позитивно оценивающий жизнь, созидающий, добрый… Стремящийся к красоте.
Александр Сергеевич писал: «Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты, / Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты…» Сказано о женщине, но мы понимаем, что не только о ней. О «гении чистой красоты», создающем настоящую поэзию, настоящий высокий и чистый образ, пробуждающем добрые чувства, возвышающем человека над низким, дурным и ущербным.
И все художники, архитекторы, композиторы и музыканты воспевали красоту во всём, что видели перед собой, да так, что мы до сих пор восхищаемся их творениями! «Искусство должно потрясать!» — говорил великий музыкант ХХ века Евгений Мравинский. Чем потрясать? Высотой, красотой, силой созидательного духа. Настоящее, истинное искусство должно нести бесконечную любовь к людям и опыт созерцания высших сфер, борьбу со злом и несправедливостью. Оно должно прославлять лучшие качества человека, отрывать его от своей биологической природы, помогать возвышаться над ней, больше жить тем, что свойственно только человеку — как высшему творению Божьему.
Творчество же, действующее с обратным знаком, не дает человеку ни неба для полета, ни сил оторваться от земли. Ни положительных эмоций душе, ни ощущений счастья сердцу. Наоборот, оно несёт в себе идею разрушения и деградации. Но именно такие образцы творческой деятельности мы сегодня все чаще видим на сценах и экранах, слышим в музыке, читаем в литературных текстах.
Может быть, современное творчество просто перестало быть творчеством?
Основным свойством творческой деятельности является искусная работа над материалом, не только техника его обработки, но и преображение свойств, которых ранее этот материал не имел в природе — так говорит бельгийский художник-модернист Анри Ван де Велде в статье «Одушевление материала как принцип красоты» (1910).
Для такой искусной работы творческий человек должен обладать необходимым мастерством, уметь работать с материалом. Но с утверждением свободы слова и творчества не каждый «творец» сейчас озадачивается приобретением навыков. Некоторые утверждают: достаточно креативно, неординарно мыслить. Мне, выпускнику Академии художеств (Санкт-Петербург), удивительно это слышать. Потому что я помню, сколько калек с вариантами, будучи студентом архитектурного факультета, я накладывал на чертеж фасада и как изрисовывал эти кальки, стремясь добиться гармоничного звучания форм. Сколько эскизов из-под руки народного архитектора Сергея Сперанского — у которого мне довелось учиться — летело в урны и какие слёзы текли из глаз однокурсниц, у которых что-то не получалось. А исчирканные вдоль и поперёк рукописи Пушкина — это ведь титаническая работа над словом, поиск гармонии.
Творчество — это всегда преодоление… Себя, сопротивляющегося материала, мнений окружающих. Это всегда борьба за лучшее и отрицание худшего. Насколько современные «творцы» принуждают себя к преодолению? Глядя на некоторые их «творения», часто кажется, что вообще не принуждают…
Конечно на сцене, в художественных текстах можно отображать всякие низменные черты человека, но это должно вызывать неприязнь и осуждение, а не служить примером для подражания. Эпатажная визуальность, захватывающая сознание зрителя или читателя, погружающая его в состояние забвения — это визуальность глубоко реакционная, разрушительная. В руках недобросовестных, ловких людей она используется в качестве инструмента управления и подавления не только каждой конкретной индивидуальности, но и всего общества в целом.
В современном творчестве очень моден перформанс. О! Этот перформанс! Вспомним Марину Абрамович и её произведение «Ритм 0» (1974) — посреди зала она стоит голая и каждый может тыкать в её тело чем угодно, резать его разложенными рядом острыми предметами. Или — Петра Павленcкого, истязающего себя, прибивающего свои причинные места к брусчатке. Ради чего они это делают? Явно не ради той веры, с которой истязали себя плетьми и веригами религиозные подвижники. И не для «пробуждения добрых чувств». К таким «творцам» пробуждаются разве что чувства жалости, желания как-то помочь им выздороветь…
Отец-основатель флэшмоба и всяческого радикализма Анатолий Осмоловский взял простой лист фанеры, гладко покрасил его идеально белой краской, поставил у одной из стен и назвал это энвайронмент — «Критика состояния стен». Какая критика? Какой стены? Зачем критиковать стену?
Вспомним также, что создатель всем известного «Чёрного квадрата» Казимир Малевич предлагал сжечь все картины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Зачем? Хорошо, что это предложение осталось только в словах. Хотя в современном мире нашлись «прогрессивные» люди, способные на такое варварство — недавно они реально разрушили ценнейшие художественные памятники древней Пальмиры.
Невооружённым глазом видно, что приведённые примеры не из творческого ряда. Это лишь способ привлечь внимания к своей особе или к сомнительной идеологии. И здесь учиться, используя опыт предыдущих мастеров, совсем не обязательно. Достаточно — как уже было отмечено — мыслить креативно, эпатажно, абсолютно свободно.
Можно верить или не верить в конспирологию, согласно которой будто бы какое-то мировое закулисье умышленно развращает человечество и всех ведёт к погибели. Словно бы подтверждая эту мысль, многие телевизионные фильмы и программы настойчиво «воспевают» самые низкие качества человека. Вряд ли у продюсеров телеканалов есть умысел разрушить общество, их цель — извлечь максимальную прибыль. Они очень хорошо понимают пагубность некоторых молодёжных шоу и говорят: «Своим детям я не даю смотреть эту программу». Но её ведущие и все прочие участники получают хорошие зарплаты.
И для телевизионного канала — это золотая жила.
В итоге – кто-то зарабатывает, а общество деградирует.
Н
икто не призывает творить бесплатно. За деньги, на заказ создано достаточно великих произведений. Но их создателям платили не за эпатаж публики — за мастерство (которое приобреталось годами и которым не обладали другие), за ежедневный труд, за самоотречение ради искусства.
А что творится в Интернете? На видеохостинге «Ютуб» без всяких затрат можно выложить на обозрение всему миру любую дурь. Не заботясь о морали и называя это новым направлением в искусстве — стрим-перформансом. Цель — ролик должны просмотреть как можно большее число людей. Отсюда популярность и возможные заработки. Опять заработки…
Одно дело, когда в стрим-перформансе участвует один человек, привлекая внимание только к своей особе, собирая лайки просмотров и не призывая ни к чему… Другое — когда некие перформаторы начинают прославлять насилие, самоубийства, увлечение наркотиками и прочими соблазнами современного мира, организовывать соответствующие интернет-сообщества.
В современном мире, когда информация доступна в любом виде и писать в социальных сетях может каждый, возникает проблема: как человеку ориентироваться в потоке информационной лавины.
Как отделять истинное творчество от ложного?
Интернет — это та же улица, только виртуальная. По ней можно свободно гулять, но, как и на реальной улице, здесь свобода не должна переходить в хулиганство и безнаказанность. Здесь так же должны быть установлены правила поведения и возможность определения личности каждого появившегося — чтобы спросить с него за непроверенное сообщение или за злую «художественную» провокацию.
Бог дал людям заповеди, которые буквально расписывают, как вести себя, чтобы сохранить свой вид — человека разумного. Это была первая информация, предназначенная для массового употребления. По мере расселения людей умножались и проповедники, которые начали толковать Божье учение по-своему. Может быть, это их усилиями осуществляются метаморфозы творчества, дискредитирующие само творчество. Как же быть? Как не «вестись» за этими «проповедниками»?
Настоящее, проверенное веками творчество, высшие достижения искусства должны воспитывать наше эстетическое чутье и помогать разбираться в словах и действиях недобросовестных деятелей от искусства и навязываемых ими идеях. И не принимать их.
Учась у гениев, ориентируясь на их идеи, человек никогда не увлечется сегодня модными, а завтра абсолютно и навсегда забытыми трендами.
Творчество — это река жизни, в которой все наносное, несущественное остается на поверхности и выбрасывается на берег. А вот глубинные течения пробивают новые русла, обеспечивают реке движение и саму жизнь.
Ныряйте глубже, дамы и господа!
 
Автор благодарит композитора-аранжировщика, режиссёра, джазового саксофониста, члена Российского творческого Союза работников культуры Игоря БАТАРИЕЛИ за помощь в подготовке материала.
 
Владимир ХОХЛЕВ
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: