slovolink@yandex.ru

Архивное кино как школа жизни

Президент России Владимир Путин высоко оценивает деятельность Госфильмофонда России, без работы которого невозможно развитие современного кинематографа. В этом году завершившийся традиционный фестиваль архивного кино в Белых Столбах, организованный Госфильмофондом, не мог обойти столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Ведь именно здесь сохранились яркие киносвидетельства советской эпохи, рассказывающие о нашей недавней истории.
В предложенной ретроспективе киношедевров — фильм режиссёра Фридриха Эрмлера «Перед судом истории» (1966 г.), в котором свидетель отречения от престола Николая Второго Василий Васильевич Шульгин интригует зрителя утверждением о том, что последний император был рожден не на троне, а на его ступенях… При этом в кадре представлен стул, на котором император подписывал в поезде своё отречение.

В ленте «Интернационал»(1932 г.) Григорий Александров при помощи своих излюбленных приёмов эксцентрики, комбинированных съёмок, мультипликации подвёл итоги 15-летия Октября. Начинается фильм с того, что в кадре старик, которому было 4 года во время нашествия Наполеона, рассказывает о крепостном праве, продаже односельчан другим хозяевам. Затем французский коммунар произносит пламенную речь; Василий Калашников, учитель Ленина, рубит дрова и как бы вырубает, создаёт образ Ленина. На глазах зрителя тот из кудрявого мальчика превращается в высоколобого интеллектуала. Ровесникам Октября в фильме — юному поколению пятнадцатилетних — уже неведомы крепостное право, безработица, эксплуатация человека человеком…
А в «Каспийцах» (1944 г.) тот же Григорий Александров, в те годы художественный руководитель Бакинской киностудии, использовал документальные кадры в противопоставлении: показал гитлеровскую верхушку, смакующую торт в виде бакинских нефтяных скважин, и каспийцев — советских людей всех национальностей, которые в любую погоду, не зная ни минуты отдыха, снабжали горючим сражающихся в Сталинграде.
Из художественной Ленинианы кураторы выбрали «Шестое июля» (1968 г., режиссёр Юлий Карасик). Кстати, кадр, на котором представлен исполнитель роли Ленина Юрий Каюров, стал символом кинофестиваля. В общественном коллективном сознании Ленин выходит из тьмы забвения перестроечных лет. Легендарный кинорежиссёр Марлен Хуциев признал: «Это — один из самых моих любимых фильмов. Ленин тут вовсе не Ленин режиссёра Михаила Ромма, далёкий от всякого быта. Здесь мы видим жёсткий характер вождя и понимаем, как он мог овладеть массами. Это замечательная, великая картина. Она меня потрясла».
Смонтированный из кинохроники постреволюционных лет, физкультурных парадов и демонстраций фильм Игоря Григорьева «Праздники Революции» (1972 г.) — фильм-размышление о праздниках нового человека — борца и созидателя.
На фестивале традиционно демонстрируется отреставрированное кино. На сей раз показали известный телефильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970 г.). В нём как напоминание и предупреждение ныне живущим прозвучали слова спасённых советскими солдатами из концлагерей жителей Европы: «Пока мы просто мирно жили, для нас уже готовились пули, танки… Если бы не вы, весь мир превратился бы в концлагерь».
Из фильмов о наших днях на фестивале была представлена лента «Донбасс. Саур-Могила. Неоконченная битва» (режиссёры Алексей Елистратов, Ильдар Якубов, продюсер Михаил Бородачёв. 2016 г.). В ней кадры военных лет сменяются современными боями дончан с украинскими националистами.
Международный интерес к форуму архивного кино, как выяснилось, огромен. Репортажи с просмотров, как фронтовые сводки, шли в Азербайджан, Литву, Латвию, Чехию, Сербию, Германию… Анализируя состояние сегодняшнего кинематографа на фоне шедевров прошлого, почётный гость кинофестиваля Николай Бурляев призвал кинематографистов прекратить наконец снимать «эффектную пустоту» и задуматься над содержанием фильмов, повернуться лицом к человеку.

Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: