slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Архиерейский Собор. Некоторые итоги

Проходивший с 29 ноября по 2 декабря в Москве Архиерейский Собор русской православной церкви (РПЦ), собравший 347 православных архиереев со всего мира, стал примечателен тем, что на нем впервые выступил президент России. Патриарх Кирилл оценил выступление главы государства Российского на Архиерейском Соборе как «историческое событие». В ходе заседания Владимир Путин преподнёс в дар патриарху Кириллу икону святого Николая Можайского, являющуюся копией иконы «расстрелянного образа» святителя Николая Чудотворца с Никольской башни Московского Кремля.

Поскольку нынешнее заседание высшего органа управления РПЦ было юбилейным, приуроченным к 100-летию восстановления в нашей стране патриаршества, глава государства отметил, что установление патриаршества на Руси было определяющим для жизни Русской церкви событием, ставшим «воплощением всё более значимой» её роли в православном мире, «признанием её авторитета, подвижнического служения её первоиерархов».
«Мудрое слово московских патриархов укрепляло веру народа, вдохновляло людей на дела созидания и подвиги защиты Отечества, учило правде, доброте, милосердию, справедливости, объединяло представителей разных сословий, помогало выстоять в пору испытаний», — сказал В. Путин.
Президент особо отметил служение РПЦ в период социально-экономических трансформаций, пережитых Россией в конце ХХ века, указав на то, что это было время «духовного возрождения, огромного роста авторитета церкви в обществе». «Когда ослабли многие государственные, общественные институты, когда жизнь буквально перевернулась, именно церковь поддерживала людей, давала надежду, помогала обрести нравственные, духовные, жизненные ориентиры, призывала к согласию и единению», — подчеркнул он, добавив, что заслуга Русской церкви также состоит в том, что в те годы «удалось сохранить Россию», не допустив «нового гражданского раскола».
«Высоко ценим, что Его Святейшество патриарх Кирилл и другие духовные деятели искренне стремятся помочь решению ключевых вопросов развития страны и общества, — сказал Путин. — С позиций многовекового опыта православия и христианской цивилизации честно и прямо высказывают свое видение процессов, происходящих сегодня как в нашей стране, так и в мире в целом».
В первый день заседания Собора Святейший Патриарх Кирилл представил доклад, в котором были рассмотрены различные сферы жизни Русской церкви и ее служения, а также приведены статистические данные, согласно которым Русская православная церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. В межсоборный период были созданы три митрополии — теперь их число достигло шестидесяти.
Епископат Русской православной церкви состоит из 377 архиереев, что на 23 архиерея больше, чем по состоянию на 1 февраля 2016 года, и на 177 больше, чем на начало 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 293, то есть на 11 больше, чем в начале 2016 года, и на 144 больше, чем в 2009 году. В настоящее время штатное духовенство Русской православной церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4640 диаконов. За год штатное духовенство увеличилось на 521 клирика.
В Русской православной церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1340 храмов. Кроме того, насчитывается 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем годом ранее.
В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской православной церкви, включая приходы Русской зарубежной церкви.
Знаковым событием нынешнего Архиерейского Собора стало то, что Украинской православной церкви (УПЦ) предоставлено больше самостоятельности, что будет вынесено в отдельную главу устава РПЦ. Это решение не привлекло бы особого внимания, если бы не обращение к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату РПЦ лидера украинских раскольников Михаила Денисенко, выступающего ныне под именем Филарета, лжепатриарха Киевского, в котором он призвал «положить конец существующему противостоянию», отменить прещения (прещение — общий термин для обозначения того или иного церковного дисциплинарного наказания. — Ред.), отлучения и попросил прощения.
Однако письмо Денисенко сенсацией так и не стало: если вначале затеплились надежды на возвращение раскольников в лоно церкви, то последующие события и заявления быстро развеяли эту иллюзию. Собор было воспринял поступившее от раскольников обращение как готовность к началу переговоров. Для их ведения была даже сформирована комиссия под председательством митрополита Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ. Однако не прошло и дня, как у Денисенко отвергли сам факт отправки письма патриарху Кириллу. Чуть позже письмо признали, но началось его извращение и провокационное вранье. Украинский политолог Руслан Бортник связывает странные «метания» Денисенко с ультиматумом его окружения: или отказ от письма, или отстранение от должности с последующим расколом уже внутри раскольников. Всё это говорит о том, что борьба против православной веры и Русской цивилизации на Украине весьма далека от завершения.
Пожалуй, красной нитью через все дни работы Архиерейского Собора прошла тема «екатеринбургских останков». (Продолжение темы на стр.6—7.) Буквально накануне в Сретенском монастыре прошла конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия», на которой следователь по особо важным делам СК РФ, полковник Марина Молодцова, в чьем производстве находится сейчас уголовное дело по факту убийства семьи Николая II, отметила, что работа относительно версий произошедшего продолжается до сих пор. Кроме этого, в СКР планируют назначить психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не являлся ли расстрел царской семьи ритуальным убийством.
СМИ постарались «разогреть» эту тему. И понеслось. «Дикость», «мракобесие», «днище», «как можно в XXI веке всерьез говорить о ритуальных убийствах?!» – это самые мягкие выражения, которые слышат сейчас в свой адрес РПЦ и Следственный комитет, — отмечает правозащитник Наталья Холмогорова — <…> Ритуалов – религиозных, оккультных или гражданских – на свете неисчислимое множество, как и верований и убеждений, за этими ритуалами стоящих, — справедливо указывает она. — Мгновенно принимать слова о ритуальном убийстве на свой счет и реагировать так, словно в ритуальных убийствах никого, кроме евреев, обвинять невозможно – контрпродуктивная реакция».
И опять же, несмотря на раскручиваемую кампанию, ожидаемого эффекта не получилось. В ходе второго дня работы участники Архиерейского Собора заслушали доклад епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) по идентификации «екатеринбургских останков» и по достоинству оценили его. В итоге в «Постановлениях» Архиерейского Собора появились следующие строки: «Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях. Сохраняет свою силу постановление Архиерейского Собора 2016 года: «Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии».
 
Владимир ПОТАПОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: