slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Арена. Служение искусству

  22 февраля 2010 года исполнилось сто лет со дня рождения Евгения Тимофеевича Милаева, знаменитого артиста цирка и директора цирка на проспекте Вернадского, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста БССР, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда.

  Он родился в семье военнослужащего русской армии Милаева Тимофея Васильевича, уроженца Харьковской губернии, и донской казачки Плешаковой Матрены Петровны. Семья Милаевых обосновалась в Ростове-на-Дону, где Женя Милаев провёл детские и юношеские годы. Здесь он стал посещать эстрадно-акробатический кружок, который впоследствии перерос в профессиональный театр. Там Милаев научился хорошо владеть голосом, двигаться на сцене, что, конечно, пригодилось в дальнейшем. В 1928 году его акробатическая группа приняла участие в творческом смотре самодеятельных коллективов, который проходил на арене Ростовского цирка. Выступление молодых артистов настолько впечатлило руководство, что оно тут же предложило им работу в цирке.
  Милаев с головой окунулся в творческий процесс, пробуя себя в разных гимнастических и акробатических жанрах. Первым самостоятельным его номером стал акробатический, названный в традициях тех лет «Четыре ЖАК».
  В цирке Евгения Милаева интересовало буквально всё. Не бросая собственного номера, он становится «шпрехом», то есть исполняет наиболее заметную для зрителя часть работы инспектора манежа — объявляет номера. Выправка, стать, импозантная внешность, хорошо поставленный голос – всё к тому располагало. Кстати, недавний телефильм о Галине Брежневой, к сожалению, исказил образ Милаева, роль которого отдали актёру, на удивление невзрачному.
  Интересуется Милаев и клоунадой, учась у прославленного Роланда, одного из самых лучших «белых клоунов». Позже он работал в паре с такими известными клоунами, как Николай Лавров и Савва Крей...
  В 20 лет Евгений Милаев женится на ростовчанке Анастасии Алексеевне Юрченко, которая позднее станет работать в его номере.
  В 40-е годы Милаев обращается к акробатике с першами (стальными шестами) и создаёт одну из лучших в стране групп в этом жанре. Он, как обычно, нижний и руководитель номера, который был составлен из рекордных трюков и на многие годы опередил развитие жанра.
  Один из трюков — двойной лобовой. Евгений держал на лбу перш, на котором стоял партнёр, держащий на лбу перш с третьим партнёром наверху. Феномен состоял в том, что нижний, испытывая колоссальный вес на лбу, должен был при этом сохранять равновесие и одновременно удерживать обоих партнёров.
  Позднее Милаев на лобовом перше удерживал и четверых! Когда же было три партнёра, они «строили пирамиду», то есть исполняли всевозможные «флажки», «оттяжки», при этом нижний (Милаев) с пирамидой на лбу делал пируэт. Пожалуй, только профессионал может оценить сложность и опасность этого трюка. Малейшая оплошность кого-либо из партнёров, и перш срывается... Однако физическая сила, уверенность в себе и мастерство артиста были столь велики, что трюк исполнялся без лонжи (страховки). Азарт творчества иногда заставлял пренебрегать опасностью. А кто сказал, что профессия артиста цирка возможна без риска?!
  Работа с першами во многом помогла создать новый номер, в котором органично сплелись несколько жанров. До Милаева никто ничего подобного не делал. Большая заслуга в этом принадлежала Евгению Кузнецову, основному консультанту номера, выдающемуся знатоку цирка, человеку высокой культуры и тонкого вкуса. Ставил номер талантливый режиссёр Борис Шохет. Более тридцати лет номер изумлял зрителей своей сложностью, большой внутренней силой и строгостью...
  В 1948 году в семье артиста случилась беда — во время родов умерла любимая жена Анастасия, оставив ему двойняшек: Наташу и Сашу. Горе талантливый артист лечил работой. Дети росли вместе с ним на манеже, уже в раннем возрасте они стали работать в номере.
  До сих пор с трепетом и восхищением вспоминаю этот легендарный номер. Нижний – Евгений Милаев — ногами держал лестницу, на вершину которой взбирался партнёр, ложился там на антиподную подушку и держал вторую лестницу. На это огромное и хрупкое сооружение высотой в 18 метров (!), уходящее почти под купол цирка, осторожно поднималась восьмилетняя хрупкая Наташа и там, на вершине, делала стойку на руках. Зал замирал, зрители боялись хлопать. И только после окончания трюка они взрывались аплодисментами, давая волю своим чувствам!
  В своем последнем финальном трюке Милаев держал на ногах лестницу, на которой шесть человек строили пирамиду. Сложность номера состояла в том, что это групповая пирамида с резко смещёнными точками баланса. Или, как говорил сам Евгений Тимофеевич, — ртуть, которую, как известно, собрать трудно. На удержание пирамиды требуется усилие в 700—800 килограммов! Всё это удерживается на ногах, сдвинуться и как-то помочь себе нижний не может! Трюк этот вызывал неизменное восхищение зрителей ещё и потому, что исполнялся он на удивление легко и красиво.
  Одного природного дара для исполнения таких феноменальных номеров, конечно, мало. Они получаются, когда ты с партнёрами составляешь единое целое. Чувство партнёра приходит после многих лет упорного совместного труда. Дочь Наталия и сын Александр, можно сказать, выросли на этом номере, а нижним на второй лестнице стал Юрий Арефьев, которого Евгений Тимофеевич ещё мальчиком взял под своё крыло. А вот младшая дочь Виктория, рождённая во втором браке — Евгения Тимофеевича и Галины Леонидовны Брежневой, — работать в цирке не захотела…
  Партнёры Милаева отличались чёткостью исполнения трюка, красивыми линиями, элегантностью и строгостью манер поведения на манеже. Всё это позволило говорить о появлении «Милаевской цирковой школы». Евгений Тимофеевич воспитал блестящую
плеяду артистов-эквилибристов: Ю.Арефьева, А.Куделина, Александра, Наталию Милаевых, З.Могучеву-Ярчевич, А.Фелиферова, Н.Андронова, Б.Ярчевича и других. Группа Милаева много раз выезжала на зарубежные гастроли. Китай, Швеция, Великобритания, Франция, Польша, ГДР, Япония, Италия далеко не исчерпывают список стран, где зрители восхищались выдающимся мастерством советских артистов.
  В 1977 году, став директором нового московского цирка на проспекте Вернадского, Евгений Тимофеевич передаёт свой номер сыну Александру, который достойно заменил отца. И в 1980 – олимпийском! — году он блестяще выступал на манеже нового цирка с обновлённой труппой в программе «Звёзды олимпийской арены». Александр Милаев расстался с цирком в 1995 году, но все эти годы он совершенствовал и усложнял трюковую часть номера, чётко придерживаясь традиций и школы отца. С уходом Александра из системы Союзгосцирка закончил своё существование этот уникальный номер, который ещё в бытность отца в нём стал классикой циркового искусства. Вряд ли кто способен повторить его, особенно на фоне общей сдачи прежних позиций «Росцирком».
  Вспоминается, с какими трудностями столкнулся Милаев на новом посту директора и художественного руководителя нового московского цирка. Здание на проспекте Вернадского тогда представляло собой уникальное сооружение, единственный в мире цирк с совершеннейшей техникой, с четырьмя сменными манежами. Но многое из этой техники не работало, крыша, сделанная из дорогого материала, протекала прямо над зрительскими местами!
  И Милаев, засучив рукава, окружив себя профессиональными специалистами, взялся за восстановление. За короткое время добился денег на ремонт. Японские спецы починили крышу, стоявшие до той поры манежи начали выдвигаться. И всё это прямо в ходе подготовки новой программы, названной «Под солнечным куполом лета». За пять лет его директорства были созданы интереснейшие программы. Так, в связи с празднованием юбилея освоения целинных и залежных земель Милаев пригласил совсем было развалившийся казахский коллектив, на базе которого была создана программа «Земля чудес». Башкирский коллектив представил программу «Цветы Башкирии». Феерия «Все звёзды к нам» делалась совместно с артистами стран социалистического содружества. Наконец, создали талантливейшую программу, в которой была задействована вся уникальная техника этого цирка — «Звёзды олимпийской арены». Она побила все цирковые рекорды, отработав в Москве 12 месяцев при «битовых» аншлагах, и была выдвинута на соискание Ленинской, а позднее Государственной премии. Правда, премия до создателей так и не дошла, затерявшись во властных кабинетах…
  В 1980 году Е.Т. Милаеву за выдающиеся заслуги в деле развития циркового искусства было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды.
  А головной цирк страны продолжал жить и создавать свои интересные программы. Впервые был показан театрально-цирковой спектакль по сказке А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (режиссёр Шаг-Новожилов). На цирковом ледовом манеже работала программа «Цирк на льду». В «Космическом взлёте» работали артисты всех национальных и автономных республик, это была огромная программа в полном соответствии с огромностью нашей многонациональной страны...
  В мае 1983-го Евгений Тимофеевич серьёзно заболел. В больнице уговаривал врачей: «Ну отпустите меня ненадолго, вот запущу новую программу и вернусь. Тогда делайте тогда со мной всё что хотите!». И ведь уговорил — отпустили! Пригласил тогда к себе режиссёра В.Головко с его коллективом «Карнавал идёт по свету». И закипела работа. В начале сентября состоялась премьера, а 30 сентября Евгений Тимофеевич со спокойной душой поехал в подмосковный санаторий на долечивание. Но 7 октября 1983 года Евгения Тимофеевича не стало. Из жизни ушёл талантливый артист, режиссёр и руководитель, верный сын своей Родины. Человек, отдавший 55 лет служению цирковому искусству.
  А цирк живёт, продолжая радовать зрителя интересными программами с уникальной техникой. Приходя на представления, мы вспоминаем Евгения Тимофеевича добрым словом и говорим: «Вечная память и вечный покой».
  Подай душе его, Господи!
 Тамара БУЙЛИНА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: