slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Афганистан: промахнуться и попасть

  Новости о натовской операции по изгнанию талибов в Афганистане под названием «Моштарак» (в переводе с дари означает «вместе») сами собой сошли с первых полос газет и перворазрядных новостей на экране. Такая скромность объясняется полной неясностью самого хода операции и, похоже, недостижимостью объявленной цели. Бравые натовские ребята со 100-тысячной афганской армией выдавливают талибов из провинции Гельменд.

 

 Но талибы – как вода, утекают из одного места, чтобы тут же появится в другом. Коалиционные силы взяли Марджу, столицу провинции, а далее сводки о победоносном продвижении сошли на нет. Продвижение натовцев неизбежно влечёт за собой гибель мирных жителей. Отчего-то хвалёная и напичканная электроникой американская армия никак не может отличить талибов от мирных декхан. На подобные новости натовскими военными наложено строгое табу, сведения о таких «инцидентах» просачиваются случайно. В новостях специально обученные психологи и дипломаты в составе американской армии обсуждают с местным населением насущные вопрос: как построить мост или расчистить водопой. А из Вашингтона всё настойчивей звучат слова о необходимости договариваться с талибами.
  Каждый «джи-ай» в Афганистане стоит американской казне миллион долларов в год. Посылка Обамой дополнительных 50 тысяч человек в военной форме означает, что за год на них потратят 50 миллиардов долларов.
  Для тех, кто ничего не смыслит в военном деле, растолковали: «Моштарак» — одна из самых крупных наступательных операций против «Талибана». Около 15 тысяч американских и британских солдат вкупе с 8 тысячами морских пехотинцев выступили то ли против нескольких сотен, то ли одной тысячи талибов, не имеющих высшего военного образования. Хотя недавно один из командиров талибов расхвастался и заявил, что их вдвое больше. Поэтому командование сил коалиции принялось нервничать, предупреждая об опасности самодельных мин-ловушек, установленных талибами. Заодно привели в действие институт военной пропаганды. Никаких тонкостей, всё в лоб: «Моштарак силы коалиции и народ разгромят повстанцев и принесут лучшую жизнь. С кем будешь ты? Помоги нам и сообщи об активности врага по указанному телефону».
  Командующий силами НАТО и международной коалиции британский генерал-майор Ник Картер до начала операции фонтанировал оптимизмом: «Вот чего мы не хотим здесь, так это жертв среди гражданского населения. Мы желаем, чтобы живущие там люди действовали как наш фан-клуб».
  Благие намерения и тщательно выверенные планы закончились, когда две ракеты, выпущенные НАТО, попали в жилой дом и убили 12 человек. Президент Хамид Карзай выразил соболезнования и сообщил, что все погибшие были членами одной семьи. Командующий силами коалиции Стэнли Маккристол также выразил свои соболезнования Карзаю и объявил, что использование этого типа ракет им запрещено «до выяснения всех обстоятельств». А британское министерство обороны на всякий случай открестилось от верных союзников, объявив, что английские солдаты в «инциденте» не виноваты.
   Двенадцать гражданских жертв – мелкое происшествие. Число афганцев, регулярно становящихся жертвами авиаударов по талибам, всегда составляет 30 человек. Иногда – меньше, но никогда больше. Любители головоломок попытались решить эту загадку. Отгадка нашлась, когда обнаружили интервью Марка Гарласко, высокопоставленного эксперта Пентагона, занимавшегося определением целей авиаударов. Если число запланированных жертв превышало 30, предстоящий налёт требовал особого одобрения министра обороны или президента. Так повелось давно, поэтому мишени находили сами офицеры, воюющие в Афганистане, и загодя уверяли, что число жертв будет соответствовать «лицензии на отстрел».
  Провинция Гильменд раньше славилась сладкими арбузами. Сегодня она известна как главный район выращивания опиумного мака – бизнеса, где соединились интересы крестьян, талибов и множества афганских госслужащих, кормящихся от поставок наркотиков. Жители провинции с подозрением отнеслись к триумфальной поступи операции «Моштарак». «Освободители пришли – освободители уйдут, и вновь появятся талибы», — прагматично рассуждают они. Правда, натовское командование обещает оставить в Гильменде несколько своих опорных точек и ввести сюда 900 афганских полицейских, прошедших специальную подготовку. Но эти посулы не сильно впечатляют.
  «Исход операции предсказать крайне трудно», — сказал глава Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен. В любом случае «Моштарак», по замыслам командования, — блицкриг. Если операция затянется, местное население разочаруется как в бойцовских качествах американских и британских солдат, так и в способности правительства Карзая освободить Гильменд от талибов.
  «Мы затягиваем петлю на шее «Талибана» и практически загнали его в ловушку», — порадовал желающих разом покончить со всеми террористами официальный представитель НАТО майор Квентин Иннес. Сделал он это ещё при Джордже Буше. Ни «старый», ни «новый» президенты военных вузов не заканчивали. Судя по всему, они, подобно Чапаеву, переставляли картофелины на столе, объясняя, как надо победить. Афганская картофелина оказалась слишком горячей.

Виктор ГРИБАЧЁВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: