последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

XXVIII Аксаковский праздник

28—29 сентября в столице Башкирии Уфе прошёл очередной ежегодный Аксаковский праздник, двадцать восьмой по счёту, посвящённый на этот раз 195-й годовщине со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова. Он по традиции знакомит гостей и участников с историей замечательного рода Аксаковых, сыгравшего выдающуюся роль в культуре, литературе и общественной жизни России. Аксаковский фестиваль давно стал фирменным знаком республики Башкортостан.
Три поколения талантливого аксаковского семейства корнями вросли в жизнь родной им Башкирии. Оттого-то и стал этот праздник своим для башкир, русских, чувашей, мордвинов, татар, украинцев, населяющих эту дружную и трудолюбивую республику. Для всех людей, которые ценят русскую литературу, чтят патриархальные семейные устои и бережно сохраняют свою национальную культуру.
Усилиями бессменного председателя Аксаковского фонда известного писателя Михаила Чванова праздник давно перешагнул границы Башкортостана. Теперь его отмечают в Самарской, Оренбургской и Челябинской областях, в местах, с которыми связаны Аксаковы.
Аксаковский праздник давно превратился в международный, причиной чему сохраняющаяся популярность Ивана Аксакова в Болгарии, Сербии и Черногории. Писатель, патриот и журналист, он сыграл выдающуюся роль в освобождении этих славянских стран от османского владычества в ходе войны 1877—1878 гг. Именем Аксакова названы улицы и города в Болгарии, и только в России нет ни одного места, названого в честь этого замечательного русского патриота. Эту несправедливость исправляет праздник, проходящий в Башкортостане.
В Уфе открылась совместная выставка Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова и историко-культурного центра «Музей С.Т. Аксакова» Московского университета инженеров геодезии и картографии «О духа единственный меч – Свободное слово», посвященная 195-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова. Праздничные мероприятия продолжились в саду имени С.Т. Аксакова: прошли народные гулянья, выставки декоративно-прикладного искусства и народного творчества, в оперном театре состоялся торжественный Аксаковский вечер.
29 сентября фестиваль продолжился в Белебеевском, Уфимском и Кармаскалинском районах Республики Башкортостан. В селе Надеждино Белебеевского района прошёл круглый стол «Семья Аксаковых как пример служения Отечеству».
Масштабный, по сути общереспубликанский проект стал возможным благодаря деятельному участию Федерального агентства по делам национальностей, Министерства культуры РБ, Совета ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ, Администрации МР Белебеевского района РБ, Администрации МР Кармаскалинского района РБ, Администрации МР Уфимского района РБ и Аксаковского фонда. Его председателем почти три десятилетия является известный писатель Михаил Андреевич Чванов, почётный гражданин города Уфы.
Вот что некогда писал ему великий русский писатель Валентин Распутин:
«Из всех фондов, какие знаю, ваш весь на виду —делается так много и так открыто, с такой любовью и радением, что берёт добрая зависть: можем, умеем, делаем не для себя и своего круга, а для России, для её будущего. Фонд сейчас в расцвете сил и деятельности, и оставайтесь в этой «форме» многие и многие годы. В. Распутин».
В этом году почётным гостем фестиваля был Юрий Михайлович Поляков, российский писатель, председатель редакционного совета еженедельника «Литературная газета», член Совета по культуре при президенте России. Он стал лауреатом Всероссийской Аксаковской премии им. С. Аксакова 2018 года, которую вручил ему премьер-министр республики Башкортостан.
В числе гостей также хорошо известные в России и в Башкирии люди: Гаврилов Николай Фёдорович – один из организаторов поисковой экспедиции по следам выдающеюся полярного исследователя, бывшего гимназиста Уфимской Аксаковской гимназии Валериана Альбанова, генерал-лейтенант авиации в запасе, Герой России, член Попечительского совета Аксаковского фонда (Москва); Гаврилова Татьяна Дмитриевна; Полянцева Инесса Борисовна – директор музея Московского университета инженеров геодезии и картографии; Решетников Леонид Петрович – председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», генерал-лейтенант запаса; Коровин Павел Анатольевич – председатель Аксаковского комитета Самарской области (Самара); Кольо Атанасов Колев – представитель Общества «Дружбы народов Болгария – Башкортостан»; Кильдяшов Михаил Александрович – поэт, публицист, г. Оренбург; Айад Еид Михаил – член Союза арабских писателей (Дамаск); Байзерт Ульян Николаевич – вице-адмирал (Мурманск).
Гости были заняты в многочисленных мероприятиях праздника все часы своего пребывания на гостеприимной башкирской земле: вручение студенческих билетов в Речном командном училище в Уфе, где директором больше трёх десятилетий Николай Владимирович Бричкин, семинар «Семья Аксаковых как пример служения Отечеству» в Белебеевском Дворце культуры, посещение музея и Дома ремёсел в столице республики, служба в Дмитриевском храме села Надеждино, торжественный вечер в Башкирском Государственном театре оперы и балета, где собравшиеся посмотрели мюзикл «Аленький цветочек».
И это только часть обширнейшей программы. Завершением праздника стало выступление в театре Михаила Андреевича Чванова. Вот что он сказал:
— Дорогие мои! Великая тайна и сила России — в её способности воспринимать иные народы, как своих друзей и братьев. Лев Николаевич Толстой на Кавказ ездил воевать, а в башкирские степи лечиться. Если бы не некоторые обстоятельства, он собирался здесь остаться. В Башкирию собирался приехать для лечения и А.П. Чехов. Тот же случай — утащили его раньше времени в Крым. И кончилось это печально. Сюда, в наши края, бросился в крайнем своём состоянии Сергей Александрович Есенин. У него был билет до станции Шафраново, в санаторий на кумыс. Но очень печальные известия заставили его броситься в другую сторону в надежде перейти границу России. Но сделать это он не успел. Не сумел. Его просто-напросто убили.
Татарская кровь — в великом русском поэте Державине, великом историке Карамзине. Я бы мог перечислить много фамилий. Славянская и тюркская кровь переплелась в семье Аксаковых. Иван Сергеевич Аксаков родился здесь, в селе Надеждино. И он писал в своём очерке «Семейного быта», что русское чувство Константина Аксакова, великого русского, родилось именно в Надеждино, среди татар, башкир, чувашей. И как ни парадоксально это звучит, истинно русскими людьми становились от смешения этих кровей. Потому что русский — это не кровь, а какая-то надмирная идея.
История России трагична. У нас испокон века почему-то стеснялись, или заставляли стесняться, считать себя русскими. Вот можете себе представить — башкиру или татарину запретить национальные одежды? А вот в семье Аксаковых Константину и Ивану запрещали носить национальную одежду. Власти говорили на чужом, французском, языке, чуждом родному народу.
Я выдам один секрет, касающийся нашего нового лауреата Юрия Михайловича Полякова. При главе Башкортостана существует комиссия по выдвижению на звание лауреатов, которая решает такие вопросы. Предлагаются какие-то книги, происходит факт выдвижения. Комиссия рассматривает. Разумеется, заранее присматриваются к людям, к их общественной деятельности, их значимости и прочее. Я состою в этой комиссии, у меня один голос. Но сразу признаюсь: к моему голосу прислушиваются. И, может быть, главным для меня было вот что. Юрия Михайловича я знаю очень давно, мы давно очень дружим, но последней точкой было — и меня поддержали другие в этом! — его последняя работа. Не пьеса, не роман, а его работа — «Желание быть русским».
Мы дошли до того, что желание быть русским у нас сейчас приравнивается к подвигу. Потому что русофобия есть не только та, о которой мы говорим по телевидению — русофобия зарубежная. Есть и внутренняя. И в этом, может быть, трагедия страны. Возможно, поэтому-то мы всё топчемся и топчемся на месте, всё куда-то стремимся без национальной идеи. И неизвестно, куда мы стремимся.
Теперь по поводу наших дорогих гостей. Вот Леонид Петрович Решетников, руководитель Общественной организации русского общественного просвещения «Двуглавый орёл», сказал, что в 90-е годы он жил за рубежом. Я знаю, где он жил, — на Балканах. Это время разрухи в нашей стране, гибели Советского Союза. Я тоже не раз бывал в этих краях в эти годы. И тоже далеко не туристом. И мне очень больно было видеть, как разрушают эти страны, которые являлись полигоном для окончательного уничтожения Советского Союза. В Болгарии при мне взрывали мавзолей Димитрова, горел Генштаб. Ночью друзья были вынуждены перебросить меня через турецкую границу, потому что срочно искали «русскую группу» — это продолжается и сейчас! — чтобы повесить на неё организацию пресловутого «заговора». Так же, как и в позапрошлом году, я вдруг оказался среди «заговорщиков», якобы готовивших переворот в Черногории.
Для меня свято имя Ивана Сергеевича Аксакова, как свято оно для болгар и сербов. Сербы два года назад привезли в Дмитриевский храм икону «Белый ангел». В этом году дорогой мой друг Коля Колев, консул Болгарии в РФ, привёз икону из древнего монастыря, чтобы она нас освящала, оберегала. И я даже допускаю такую кощунственную мысль: чтобы и мы как-то через неё оберегали Болгарию. Народ и власть — не совсем одно и то же. Могу сказать, что даже совсем не то же. И никогда, слушая наше телевидение, нельзя олицетворять ту же болгарскую власть с болгарским народом, который страдает от неё.
Теперь два слова о сирийском писателе и переводчике русской литературы Аяде Гияде Михаиле. Я много нервных клеток потерял, боясь, что он не сможет прилететь. Потому что это довольно сложно. Я предлагал путь через Бейрут. Он сказал, что очень опасно переходить границу. Российские компании в Дамаск не летают. Поэтому для меня было счастьем, когда он прилетел, чтобы принять участие в нашем Аксаковском празднике.
Возвращаясь к прежней своей мысли о желании быть русским, могу сказать вот что: у нас в Башкирии оно вполне естественно и никем не прижимается. Потому что наше славянско-тюркское единство не позволяет этого делать. Достаточно сказать, что один из моих ближайших друзей в Уфе — Верховный муфтий России.
Сирия — очень дорогая для меня страна. Великая страна. Почему её хотят уничтожить? На нашем телевидении большая путаница, когда там говорят об исламе. Какой-то «фундаменталистский ислам». Фундаментальный — это истинный ислам, не надо перевёртывать с ног на голову. Так вот, истинный ислам — это Сирия. Я люблю Сирию, был там, проехал её всю, начиная с демилитаризованной зоны на Голанских высотах, когда там бомбили Пальмиру, Алеппо, другие места… Видел монастырь первого века нашей эры — монастырь Святой Фёклы в Маалюле. У меня есть крест из этого монастыря. И вот главная мечеть в Дамаске — Мечеть Омейядов. Главная святыня — глава Крестителя Иоанна (Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник. — Ред.). И главный минарет — пророка Ису (Иисуса Христа) — носит его имя. И каждое утро перед ним новый ковёр. Я спросил имама, когда убирали ковёр: его что, будут чистить, мыть? Нет, ответил он, мы каждое утро стелим новый ковёр. Потому что мы, мусульмане, может быть, верим в Иисуса Христа даже больше, чем вы, христиане. Мы верим, что он спустится по этому минарету нас судить. Когда это будет — завтра или через сто лет — мы не знаем, и потому мы каждый день стелим новый ковёр.
Я был на празднике в одном православном монастыре, не помню каком. И было отрадно видеть, как из окрестных деревень шли мусульмане с подарками и поздравляли православных. И я тайком сегодня наблюдал за Аядом, когда он, православный христианин, был в православном храме Дмитрия Салунского во имя покровителя русского воинства, может быть, главной из всех служб — по убиенным за Отечество. Дмитриевская поминальная суббота будет в ноябре. Я с умилением наблюдал за его лицом. Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать.
И последнее. Что такое Аксаковский праздник? Вчера на урок чести в Уфимском речном командном училище на один день встретиться с мальчишками-курсантами прилетал Герой России генерал-лейтенант Николай Фёдорович Гаврилов. На его счету две с половиной тысячи боевых вылетов в Афганистане, операции на Кавказе, служба личным лётчиком президента В. Путина. На следующий день у него день рождения — 60-летие! И вот он прилетает на один день, чтобы поздравить курсантов-первокурсников! Вот это — Аксаковский праздник!
Вот только что для нас здесь пела Катя Ямщикова. Утром она выступала на другом Аксаковском празднике в Уфимском районе. А потом сама за рулём приехала сюда. Излишне говорить, что участники нашего праздника не получают никаких гонораров.
И, наконец, может быть, главной наградой для меня было то, что в прошлом году наш праздник посетил главный редактор журнала «Москва» прекрасный поэт Владислав Артёмов. И он в газете «Слово» — главный редактор которой Виктор Алексеевич Линник находится здесь — написал об Аксаковском празднике. Он сравнил его с брошенным аэродромом, где мужик, которого все считали блаженным, пятнадцать лет после развала всего и вся в нашей стране чистил и убирал взлётную полосу. Готовил её всякий день. В конце концов, именно этот аэродром спас жизни людей, когда терпящий бедствие самолёт с полутора сотнями пассажиров на борту сел как раз на эту сохранённую взлётную полосу! Так вот он и сравнил Аксаковский праздник с этим аэродромом-спасителем! Спасибо.

Василий МИХАЙЛОВСКИЙ.
Фото автора.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes